С
лужилый Петербург
в которой многое было почерпну-
то из армий европейских стран.
Служба «станославцев» была пере-
именована в квартирмейстерскую
и во главе ее назначался генерал-
квартирмейстер. Служба эта функ-
ционировала лишь в военное время,
а в мирные дни надобность в ней
отпадала. Павел I, придя к власти,
приступил к военным реформам,
которые задумал, будучи еще на-
следником. Первая из этих ре-
форм - уничтожение Генерального
штаба, созданного при Екатери-
не II. Кроме нелюбви ко всему, что
делалось при матери, здесь было
и состояние, к которому квартир-
мейстерский корпус пришел к тому
времени. Император уже имел план
о замене Генерального штаба новым
корпусом офицеров под его непо-
средственным руководством. Этот
корпус стал называться «Свитой
Его Императорского Величества
по квартирмейстерской части».
Однако преемственность сказалась
в том, что большинство офицеров
Свиты служили ранее в прежнем Ге-
неральном штабе. Император Алек-
сандр I несколько реформировал
эту службу, которая была выделена
в самостоятельное учреждение. Все
мероприятия по реформированию
выполнялись под руководством
генерал-квартирмейстера П. К. фон
Сухтелена. Через 10 лет управление
квартирмейстерской частью было
поручено генерал-адъютанту князю
П. М. Волконскому, который многое
сделал для возрождения Генераль-
ного штаба, образованного в 1827
году уже при Николае I.
Здесь надо сказать об отноше-
нии к образованию в те годы во-
инских начальников. Современник
вспоминал: «В то исключительное
фронтовое время на офицера, же-
лающего заниматься наукою, смо-
трели, если не враждебно, то как-то
особенно недоверчиво; подобных
офицеров начальство как будто ди-
чилось, называя их “учеными” или
говоря - “в ученые лезут”»2. Воен-
ный историк А. А. Керсновский до-
бавляет: «Пренебрежение к наукам
особенно сильно было до двенад-
цатого года (в те времена, по сви-
детельству современника, генерала
Маевского, “военная наука была у
нас «в диком состоянии»”)»3.
Более конкретное, по нашей
теме, делалось в Московском учеб-
ном заведении для колонновожа-
Император Николай !
тых, которое было создано генерал-
майором Н. Н. Муравьевым и его
сыновьями. Первоначально детьми
Муравьева было создано Обще-
ство математиков. К руководству
Обществом они привлекли отца.
Многие молодые люди того времени
стремились пройти свой жизненный
путь по военной стезе, но многие
военные специальности требовали
знаний. С начала Отечественной
войны Муравьев был призван на
службу и назначен начальником
штаба ополчения третьего округа в
Нижнем Новгороде под командою
графа П. А. Толстого. За ним после-
довали многие юноши из Общества
математиков. Каждому из них был
присвоен чин прапорщика, с назна-
чением состоять при Муравьеве в
качестве офицеров квартирмейстер-
ской части. После войны Муравьев
реорганизовал Общество математи-
ков в Московское учебное заведение
для колонновожатых, которое с 1816
по 1823 год ежегодно выпускало
прапорщиков в Свиту по квартир-
мейстерской части. Всего из школы
в Свиту Е. И. В. было выпущено
127 офицеров. Причиной закрытия
школы стало ухудшение здоровья и
хозяйственные неурядицы генерала.
Личный состав был переведен в
Петербург, где, в виде казенного
закрытого учебного заведения для
колонновожатых, оно просуще-
ствовало до 1826 года4. Было еще
несколько вариантов комплектова-
ния, но заведение Муравьева стало
самым лучшим, и с его закрытием
вопрос вновь стал насущным. Вот
мы и подошли к тому моменту, когда
создание Военной академии в Рос-
сии стало необходимостью.
Столкнувшись в период наполе-
оновских войн с армиями европей-
ских государств, как в лице против-
ников, так и союзников, император и
его наиболее здравые сподвижники
поняли, что необходима системати-
ческая подготовка офицерских ка-
дров, профессиональными знания-
ми с учетом достижений тогдашней
военной науки, хотя ни Александр I,
ни его брат Николай (особенно по-
сле 25 декабря) не горели большим
рвением образовывать офицеров;
им больше по душе была парадная
выправка войск, четкий строй и дис-
циплина, внедряемая любыми сред-
ствами. Но приходилось считаться
с новыми европейскими веяниями.
Кроме того, частые войны требовали
и новых подходов.
В том же, 1826 году, по Высочай-
шему повелению был образован осо-
бый Комитет, в задачу которого вхо-
дило рассмотрение учебных курсов
во всех военно-учебных заведениях.
Барону Жомини было поручено
изложить свои соображения по пре-
подаванию военных наук. Жомини
предложил учредить Центральную
стратегическую школу в Петербур-
ге. На проекте этой школы импера-
тор нанес следующую резолюцию
(на французском языке): «В проекте
есть очень хорошие идеи. Школа
эта составится из лучших офицеров
всех ведомств без исключения, под
начальством Жомини и в непо-
средственном ведении начальника
главного штаба. Она будет содер-
жима в самой точной дисциплине
и все будут жить вместе; курс будет
Барон Жомини
8 7
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 86 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст