С
лужилый Петербург
«это был человек злой, наглый,
цинически безнравственный»10. А
вот мнение о нем представителя
высшего общества: «Женившись
на ней (княжне Белосельской-
Белозерской. -
И. П.),
Сухозанет по-
роднился не только с Чернышевым,
но и с петербургской знатью, хотя
эта знать, тем не менее, все-таки
считала Сухозанета “мещанином
во дворянстве” (чем он и был дей-
ствительно). Словом - назначение
Сухозанета было вовсе не по вкусу
обществу и генеральному штабу.
Последствия оправдали это»11. Хотя
Сухозанет был далек от науки и
образования, но он был исполни-
тельный служака. Перед ним была
поставлена задача - создать Во-
енную академию, и он это сделал.
Он подобрал штат преподавателей,
и он же наладил учебный процесс.
«С началом курса обязывает всех
преподавателей представлять забла-
говременно не только конспекты,
но даже записки предполагаемых в
течение предполагаемого полугодия
чтений»12, то есть на современном
языке это звучало бы как составле-
ние учебных планов. Знакомство
директора с преподавателями про-
ходило по определенному плану:
«...со стороны Сухозанета две тонко
скрытые цели, ни для кого из препо-
давателей, впрочем, не составившие
тайны. Первою было - испытывать,
так сказать, “благонадежность”
испытуемого и насколько он был
“способен и достоин” преподавать
свой предмет. Второю же - самому
научиться от испытуемого тому, что
этому последнему было хорошо из-
вестно, а испытующему не было и
не могло быть известным, так как он
в молодости не получил не только
высшего, но и никакого образования
и был сведущ только в строевой
артиллерийской службе и имел
боевую опытность»13. Его активная
поддержка в декабре 25-го года не
была забыта на протяжении всего
царствования Николая Павловича,
поэтому на грубость директора с
подчиненными не обращалось вни-
мания, она даже импонировала им-
ператору. Этим можно объяснить то,
что Сухозанет так долго удержался
на своем посту (более 20 лет). Как
видим, современники не пожалели
мрачных красок для создания об-
раза директора Академии. В своих
воспоминаниях военный министр
Д. А. Милютин также сделал соб-
ственный мазок: «В те годы господ-
ствовала в военной службе, можно
сказать, система террора: только тот
начальник считался исполнитель-
ным, надежным, который держал
подчиненных, по тогдашнему вы-
ражению, «в ежовых рукавицах».
Сухозанет был достойный ученик
Аракчеева и Яшвиля: не ограничи-
ваясь строгостью в служебных тре-
бованиях, он допекал подчиненных
всякими мелочными стеснениями
и готов был из-за каких-нибудь
пустяков погубить всю будущность
офицера»14. Одним из любимых
изречений И. О. Сухозанета было:
«Наука в военном деле не более как
пуговица к мундиру: мундир без пу-
говицы нельзя надеть, но пуговица
еще не составляет всего мундира».
«Жизнь в академии напоми-
нала военный лагерь, до того в ней
дисциплина преобладала над всем
прочим. При малейшем проступке
офицера начальство должно было
употреблять карательные меры, не
принимая никаких объяснений, не
вдаваясь в разговоры. “Объясняться
с ними (офицерами)! - воскликнул
раз Сухозанет - Да ежели я узнаю
причину проступка офицера, то
значит я уже делаю снисхождение,
тогда я становлюсь более отцом, не-
жели начальником. Вот настоящий
смысл военной дисциплины!”. При
таких условиях понятно, что желаю-
щих поступить в академию офице-
ров находилось немного и число их
убывало с каждым годом»15.
Согласно Уставу Военной ака-
демии курс обучения длился два
года. В первый год должны были
заниматься теорией, а во второй -
практикой. «Но это оказалось невоз-
можным. Лекции продолжались оба
года, и только часть времени по-
свящалась решению задач по так-
тике и фортификации. Впрочем,
в эти первые годы существования
Военной академии все носило на
себе печать новизны и неустано-
вившегося порядка»16.
По тому же Уставу Академия
имела два коллегиальных органа:
Совет Академии и конференцию.
Совет состоял из высших военных
чинов во главе с директором и не
решал внутренних вопросов. Этим
занималась конференция, в состав
которой входили все профессора и
преподаватели, состоявшие в штате
Академии, штаб-офицеры над обу-
чающимися офицерами, правитель
дел. Во главе стоял вице-директор.
Однако властный и грубый Сухоза-
нет, чувствуя моральную поддержку
императора, подмял под себя Совет
Академии и конференцию. Он лич-
но решал, кого награждать медалью,
кого исключать, какой новый пред-
мет вводить в обучение.
Противоположностью Сухо-
занету был вице-директор Ака-
демии барон Зедделер. Князь
Н.С. Голицын писал о нем: «Лучше-
го выбора нельзя было и желать, по
уму, характеру, нравственным до-
стоинствам, военно-ученому обра-
зованию и боевой опытности барона
Зедделера, достойно уважаемого
Дибичем, Толем и всем генеральным
штабом»17.
Насколько они были диаме-
трально противоположны, можно
понять, сравнив их мнения по
одному и тому же вопросу (отноше-
ния с обучающимися офицерами):
«Быть снисходительным - значит
из начальника стать отцом, мяг-
кость ведет к раскрепощенности
подчиненных; без науки побеждать
можно, но без дисциплины - ни-
когда» (Сухозанет). «Резкость в
отношениях никого не исправляет, а
уважение к личности подчиненного
не роняет достоинства начальника;
необходимо щадить самолюбие под-
чиненного - этот основной рычаг
службы» (Зедделер)18. Однако все
эти достоинства вице-директора
не учитывались Сухозанетом, его
больше устраивало слепое под-
чинение. Хотя вице-директор яв-
лялся фактическим начальником
Академии («рабочей лошадкой») и
отвечал за все, что делалось в ней, но
мелочная дотошность и постоянная
опека всех и каждого со стороны
директора стала поводом для кон-
фликтов между первыми лицами
Академии. Все закончилось тем, что
Сухозанет нашел повод придраться
к вице-директору и уволил его из
Академии. За короткий срок пре-
бывания Зедделера в Академии им
были начаты практические занятия
по тактике и создан первый курс по
истории военного искусства.
Свою деятельность Академия
начинала с нуля. Не было ни учеб-
ников, ни пособий, не по всем
предметам были подобраны препо-
даватели, но уже через 6 лет после
своего открытия Академия начала
комплектовать преподавателей из
своих же выпускников. Постепенно
8 9
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 88 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст