решился вопрос и с учебниками, ими
стали научные труды профессоров и
преподавателей и часть переводной
литературы.
Совсем иначе повел себя Сухо-
занет с бароном Н. В. Медемом. Он
пригласил барона читать курс во-
енного искусства. В этом случае (для
пользы дела) директор сумел забыть
о разногласиях, существовавших
между ними при совместной службе в
гвардейской артиллерии («для акаде-
мии нужен именно такой человек»).
Именно Медему Академия обязана
верной постановкой курса теории
Военного искусства. Ему же принад-
лежит мысль, что теория Военного
искусства - это исследования свойств
военных элементов, а не постановка
правил для действий19.
Для многих офицеров поступле-
ние в Академию значило большие
изменения в жизни. Купринский Ро-
машов в «Поединке» после выхода
из военного училища мечтал начать
готовиться поступать в Академию,
но слабость характера и мелочи
провинциального быта застави-
ли его отказаться от этой мечты.
Другой офицер, но уже реальный
(не литературный), так же мечтал 1
1
лужилый Петербург
попасть в Академию: «.
..скромный
коричневый двухэтажный домик
на Английской набережной, сами
стены которого пропахли, казалось,
еще традициями времен Жомини,
представлялся мне храмом военной
науки. Я думал, что немыслимо
стать образованным и культурным
офицером, не пройдя школы ака-
демии. Здесь я надеялся спастись
от той тины полковой и велико-
светской жизни, в которой увязали
один за другим окружавшие меня
офицеры»20. Однако действитель-
ность быстро охлаждала благие
порывы. Вот воспоминания дру-
гого выпускника: «Поступивши в
академию с самой благой целью, на
первых же порах после начала курса
мне приходило в голову отчураться
от всего и возвратиться в свое старое
артиллерийское гнездо. <.
..> Из
первоклассного военного заведения,
в котором собирались учиться из
всей армии 25 офицеров, ухитри-
лись сделать заведение школьников;
поверяли минуты прихода на лек-
ции, казнили расстегнутую пуго-
вицу, непричесанные волосы и т.п.
От офицера требовали не изучение
предмета и обсуждения со всех сто-
рон, а безусловное повторение слов
импровизированного доморощен-
ного профессора, выучившего свой
предмет по коротенькой тетрадке
выписок из науки. <.
..> Профессора
читали свои лекции до того “узко”,
до того “бесцветно”, что усыпляя
на лекциях, отбивали охоту к само-
му предмету»21. Ему вторит другой
выпускник: «Новое учреждение
менее походило на университет и
более - на кадетский корпус или на
офицерские классы спец. училищ»22.
Более поздний выпускник, а затем
преподаватель в Академии, также
не рисует жизнь в розовом свете:
«Положение офицеров, обучав-
шихся в Академии, было тяжелое.
Частые периодические испытания,
поверки, экзамены, задачи и сочи-
нения заставляли напряженно рабо-
тать: наряды в караулы, дежурства,
строевые учения отнимали немало
времени»23.
Распорядок обучения был сле-
дующий: с 8 до 15 часов шли лекции
с 10-минутными перерывами. В 12
часов дня 20-30 минутный перерыв
на обед, после чего лекции продол-
жались. На Рождество объявлялись
каникулы, длившиеся 2,5 недели.
1
Моменты - это название было дано выпускникам Академии в армейской среде. Название это произошло (как рассказывают) по-
сле одного случая. «На учениях молодой офицер Генерального штаба лихо доложил начальнику, что наконец “наступила пора поймать
момент”. Когда он поскакал, чтобы передать в часть приказание, то от лихости, попав на кочку, свалился с лошади, на что начальник
глубокомысленно заметил: “Ну, вот и поймал момент!”» / / Три века Санкт-Петербурга. XIX век. (Энциклопедия). Кн. 4. СПб., 2004.
С. 519.
2
Записки Петра Кононовича Менькова. Т. II. Дневник. СПб., 1898. С. 16.
3 Керсновский А. А. История русской армии. Т. 2. М.: Голос, 1993. С. 19.
4 Более подробно о школе Н. Н. Муравьева читайте: Пономарев И. Школа вольнодумцев / / Нева. 2006. № 6. С. 230-238.
5 Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской Академии Генерального штаба. СПб., 1882, С. 3.
6 К столетнему юбилею со дня рождения Императора Николая I. [СПб., 1916]. С. 4.
7 Глиноецкий Н. П. Указ. соч. С. 4.
8 [Драгомиров М. И.]. Речь, читанная 28-го ноября на торжественном акте 50-ти летнего юбилея Николаевской Академии Гене-
рального штаба, [СПб., 1882] С. 6.
9 [Драгомиров М. И.] Указ. соч. С. 2.
10 Филипсон Г. И. Воспоминания / / Русский архив. 1883. Кн. 3. № 5. С. 150.
11 Голицын Н. С. Императорская военная академия в 1834-1848 гг. / / Русская старина. 1883. Т. 37. № 2. С. 411.
12 [Драгомиров М. И.] Указ. соч. С. 5.
13 Голицын Н. С. Указ. соч. № 3. С. 709.
14 Милютин Д. А. Воспоминания. 1816-1843. М., 1997. С. 152.
15 Н. С. (Половцов). Сухозанет, Иван Онуфриевич / / Большая биографическая энциклопедия (/сойеМ э/пэ^еп^Ь^гарЬу/ )
16 Филипсон Г. И. Указ. соч. С. 154.
17 Голицын Н. С. Указ. соч. С. 412.
18 Карханин М. Российская Академия Генерального Штаба (К 125-летию со дня основания) / / Часовой. 1957. № 382.
19 [Драгомиров М. И.] Указ. соч. С. 3-4.
20 Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. М., 1950. С. 121.
21 Меньков П. К. Указ. соч. С. 21, 24.
22 Филипсон Г. И. Указ. соч. С. 150.
23 Гулевич А. А. Императорская Николаевская Военная Академия / / Часовой. 1932. № 93. С. 6.
9 0
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 89 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст