Р
ецензии книг о Петербурге
на
Среди многообразия изданий по
истории русского и западноевропей-
ского искусства, которые сегодня
выпускаются в свет, ярко выделяет-
ся монография Е. В. Карповой. Это
масштабное по культурологическо-
му охвату проблем издание будет
неизменно востребовано самыми
разными слоями читательской ау-
дитории, поскольку мы никогда не
утратим интереса к русской культу-
ре в самых разных ее проявлениях.
Многие десятилетия Е. В. Кар-
пова, влюбленная в отечественную
скульптуру, занимается ее изуче-
нием и хранением, возглавляя сек-
тор скульптуры XVIII - начала
XX века Государственного Русского
музея. Являясь одним из ведущих
специалистов в нашей стране, она
с неизменным интересом пытается
воссоздать историю забытых или
малоизвестных произведений мону-
ментальной скульптуры, исследует
пластическое убранство фасадов и
интерьеров дворцов Петербурга, за-
нимается атрибуцией скульптурного
портрета, уделяет внимание другим
жанрам станковой пластики.
Ее работы, снабженные обшир-
ным справочным аппаратом, несо-
мненно, должны быть отнесены к
разряду научных трудов. Однако,
написанные живым, образным и до-
ступным языком, они превращаются
в блестящие эссе, каждое из которых
посвящено конкретной проблеме.
Многие из них воспринимаются как
своеобразная детективная история,
так сложен и запутан нередко бывал
искусствоведческий поиск - путь
Ученого к Истине.
Постоянная кропотливая ис-
следовательская работа, широта
охвата сохранившегося и утрачен-
ного художественного материала
позволили Е. В. Карповой накопить
книгу Елены Вениаминовны Карповой
«Русская и западноевропейская
скульптура XVIII - начала XX века»
Е . Я . К а л ь н и ц к а я
масштабный запас профессиональ-
ных знаний. Ее, как иногда говорят
специалисты, «насмотренность»
способствует узнаванию облика
забытых персонажей, приводит
к точным и неизменно аргумен-
тированным атрибуциям произ-
ведений, хранящихся не только в
отечественных, но и в зарубежных
коллекциях.
Наделенная даром аналитиче-
ского мышления, Е. В. Карпова ис-
пользует при изучении скульптуры
архивные документы, историческую
и мемуарную литературу, графиче-
ские и живописные портреты, гра-
вюры русских и европейских масте-
ров, чтобы с их помощью разгадать
загадку того или иного скульптур-
ного произведения, «расшифровы-
вать» аллегорические программы,
которые некогда вкладывались в
пластическое оформление архитек-
турных ансамблей. За каждым ис-
следованием - многолетний поиск,
напряженная работа и терпение в
ожидании удачных находок.
Книга Е. В. Карповой прекрасно
структурирована. Первый раздел по-
священ атрибуционному изучению
произведений из собрания Русского
музея. Их создавали лучшие пред-
ставители отечественной скульптур-
ной школы - М. И. Козловский,
Ф. И. Шубин, И. П. Прокофьев,
И. П. Мартос, Ф. П. Толстой и др.
Второй раздел монографии
представляет результаты доско-
нального знакомства с экспонатами
других музейных собраний, итоги
исследования скульптурных про-
изведений, находившихся в Анич-
ковом и Михайловском дворцах и
имевших подчас чрезвычайно за-
путанную историю бытования.
Третья часть фундаментального
труда посвящена монументальной и
мемориальной пластике. Исследова-
тель рассматривает как созданные,
так и «несостоявшиеся» памятники,
дошедшие до нас лишь в проектных
вариантах, выполненных лучшими
скульпторами своего времени. Осо-
бое внимание уделяется скульптур-
ному убранству Михайловского
замка. Е. В. Карповой впервые были
разгаданы сюжеты рельефов, укра-
шающих северный фасад знаменитой
резиденции Павла I. Обнаруженные
«первоисточники» - французские
гравюры, исполненные по росписям
Шарля Лебрена в Зеркальной гале-
рее Версальского дворца, позволили
говорить не только об архитектурном
образе замка, но и о его продуманной
идеологии. В его художественном
облике, в самом выборе тем, запечат-
ленных в пластическом декоре, про-
читываются властолюбивые помыслы
«русского Гамлета», которого явно
вдохновляли прославленные победы
«короля-солнца» Людовика XIV.
Последняя часть исследования,
названная автором «Varia», содержит
удивительную историю «медной
бабушки» - бронзовой статуи Ека-
терины II, которая принадлежала
семейству Гончаровых и оказалась
связанной с именем А. С. Пушкина.
Здесь же Е. В. Карпова предлагает но-
вую трактовку любопытного эпизода
из «Писем русского путешественни-
ка» Н. М. Карамзина, рассказывает о
творческом содружестве Г. Р Держа-
вина и Н. А. Львова со скульптором
Ж.-Д. Рашеттом.
Книга снабжена полным имен-
ным указателем, удобна для работы
специалистов, доступна для семей-
ного чтения и явится несомненным
украшением книжного собрания
любого уровня. Издание подобного
рода - редкое исключение в ряду
в значительной мере компилятив-
ных сочинений, которые сегодня
повсеместно множатся и издаются.
Этой книге уготована столь долгая и
счастливая жизнь, что с ее выходом
в свет хочется поздравить не только
талантливого автора, но и всех нас.
9 3
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 92 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст