уша Петербурга
« Т о был тяфелый сон,
сейчас наЧнется светлый»,
или
П ризрак оперы в Петербурге
Л. Л. Ковалева-Огороднова
1 2
Шестнадцать лет назад в Рос-
сию вернулась «Монна Ванна».
Это - последняя опера Сергея
Васильевича Рахманинова, нежно
любимая своим строгим автором1,
начатая в 1906 году, безвестная
на родине, незавершенная и уве-
зенная за границу среди малого
количества багажа.
Незамысловатый «багаж» эми-
гранта Рахманинова перечисляется
во всех его биографиях: по 500
рублей2 на каждого члена семьи,
немного личных вещей, партитура
«Золотого петушка» Н. А. Римского-
Корсакова, а из рукописей - только
фрагменты оперы «Монна Ванна».
С того багажа и началась зару-
бежная часть жизни композитора-
изгнанника, вынужденного концер-
тировать, а сочинять лишь изредка.
Мы знаем и любим все произве-
дения, написанные С. В. Рахмани-
новым в эмиграции: «Три русские
песни», Четвертый фортепианный
концерт, Вариации на тему Корел-
ли, Третья симфония, Рапсодия на
тему Паганини и «Симфонические
танцы»; знаем теперь и всю его не-
простую жизнь за границей от 1917
до 1943 года.
Но о «Монне Ванне» в мемуарах
о Рахманинове упоминается редко
и мало.
Постараемся пролить свет на ее
историю.
Всю свою жизнь я занимаюсь
исследованиями биографии и твор-
чества великого русского музыканта
Сергея Васильевича Рахманинова, в
частности - деталями его пребыва-
ния в северной столице, особенно
если это отражено в творчестве ком-
позитора. Однако, читая известные
и новые исследования о «Монне
Сергей Васильевич Рахманинов.
Москва. 1906 г.
Сергей Васильевич Рахманинов.
Москва. 1909 г.
Ванне», я не увидела связи этого
сочинения с нашим городом.
А она есть.
Когда, занимаясь изучением
одного исторического события
или целой жизни выдающегося
человека, добираешься до некоего
уникального происшествия, то ода-
рить этой находкой хочется сразу
всех. Подлинный искатель спешит
разделить с людьми счастливые
минуты сопричастности к Истории,
и стремится не к славе, а к солидар-
ности в успехе. Но, как правило, в
следующую после открытия минуту
получаешь «освежающую» порцию
отрицательных эмоций от коллег,
которые почему-то никогда не ра-
дуются вместе с тобой.
Лет пятнадцать назад я на-
чала организовывать Санкт-Пе-
тербургское Рахманиновское обще-
ство. Обращаясь с разными просьба-
ми по этой теме к представителям
власти и их помощникам, нередко
слышала: «Зачем вы занимаетесь
Рахманиновым? Это не петербург-
ский композитор!»
Видимо, такие люди делят ис-
кусство по штампам о прописке
или даже по наличию жилплощади
(это теперь), а раньше разделяли
по идеологическим мотивам. Это
напомнило мне, как моей старшей
коллеге, пианистке и музыковеду
Людмиле Афанасьевне Тимаше-
вич, которая в середине 1960-х
подняла работы по восстановле-
нию Усадьбы-музея С. В. Рахма-
нинова в Тамбовской области,
предшественники современных
начальников возмущенно заявля-
ли: «Опять вы со своим Рахмани-
новым, белоэмигрантом, врагом
советской власти?!»
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 11 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст