уша Петербурга
А задолго до того, отвечая на
нападки разнообразных критиков,
сам Сергей Васильевич Рахманинов
сказал: «Нынче все меня ругают. Но
придет время, когда обо мне начнут
говорить по-другому, и говорить
будут
все».
..
Время всегда движется на-
встречу Истине, и сегодня мы уже
не представляем, чтобы кто-то
произнес о великом сыне России,
композиторе, пианисте, дирижере,
общественном деятеле и мецена-
те Рахманинове непочтительные
слова.
Сегодня я расскажу моему
любимому городу и его уважаемым
жителям удивительную историю,
которая многие годы «лежала на по-
верхности», и только Случай сделал
возможным ее узнать.
...Более ста лет назад, в 1902
году, в мировой литературе появи-
лось произведение, сразу привлек-
шее к себе внимание. Это была дра-
ма уже знаменитого к тому времени
бельгийского писателя Мориса Ме-
терлинка3 «Монна Ванна», которая
вскоре после публикации сошла со
страниц книги на подмостки сцены,
и не только драматической: фран-
цузский композитор Анри Феврие4
приступил к написанию оперы (о
чем будет сказано еще раз); она была
поставлена в Париже.
Человек, далекий от нашего
сюжета, но причастный к истории
России, а в нашей статье - и к
«Монне Ванне», Мария Ильинична
Ульянова5, - вспоминала, что в 1909
году попала на премьеру этой оперы
А. Феврие в парижской Гранд-опера,
и что публика принимала новое про-
изведение холодно.
Но кто же такая эта Монна
Ванна, и почему к ней и к произ-
ведению о ней всколыхнулся такой
интерес?
Сюжет пьесы весьма прост.
XV век, Италия; город Пиза
осажден, его жители голодают.
Однако напряжение в действии
вызывает не война, а любовный
«треугольник»: Монна Ванна, ее
муж Гвидо Колонна и никому не
ведомый Принцивалле, тайно влю-
бленный в Ванну.
Но «треугольник» этот отнюдь
не тривиальный.
Принцивалле командует осаж-
дающими Пизу войсками. По его
требованию супруга правителя
города, достопочтенная Монна
Джованна, должна явиться в его
лагерь ночью, совершенно нагая,
прикрытая только плащом.
..
Взамен Пиза получит продо-
вольствие и, может быть, снятие
осады.
Взаимоотношения главных
героев сплетаются в сложный клу-
бок; они со страстью обсуждают не
только вопросы любви, но - пре-
жде всего - проблемы высокого
человеческого долга и отношения к
родине. Монна Ванна воспринимает
ситуацию так: «Спасение сограждан
для меня выше всего». Действуя
в соответствии с этим чувством,
Монна Ванна превращается в под-
линную героиню, в олицетворение
высшего понимания любви.
В драме «Монна Ванна» Метер-
линк перенес своих героев в ситуа-
цию реально-историческую. Однако
это не реалистическая драма. «Мон-
на Ванна» - произведение все-таки
романтическое с исключительными
ситуациями и с исключительными
героями. Но романтизм героев дра-
мы чрезвычайно высок. Они не ждут
от судьбы решения участи, а сами
совершают свои поступки.
В России сценическая жизнь
«Монны Ванны» и других драма-
тических произведений Мориса
Метерлинка связана прежде всего
с именами В. Ф. Комиссаржевской,
К. С. Станиславского и В. Э. Мейер-
хольда. Например, сезон 1904-1905
года Художественный театр открыл
постановкой трех одноактных драм
Метерлинка: «Слепые», «Непро-
шеная» и «Там,внутри».
Но «Монна Ванна» была по-
ставлена еще раньше антрепрене-
ром С. В. Брагиным в 1903 году в
Железноводске, и только год спустя
- труппой Всеволода Мейерхольда,
также на юге России. В обоих этих
спектаклях главную роль играла
Вера Федоровна Комиссаржевская,
145-летие со дня рождения которой
мы отмечаем осенью 2009 года.
В этом месте нашего рассказа
мы обратимся к эпизодам из био-
графии Веры Федоровны.
Отцом ее был известный пе-
вец Мариинского театра Федор
Комиссаржевский. В свое время в
Петербурге произвела фурор исто-
рия, когда солист Императорских
театров стал причиной побега из
родительского дома девицы Марии
Шульгиной, его ученицы по вока-
лу. Беглецы поженились, и спустя
время у них появились три дочери:
Вера, Надежда и Ольга.
Эмоциональная, взрывная, сво-
енравная Верочка доставляла массу
хлопот родителям, гувернанткам и
учителям. Но она любила музыку
и часами могла слушать, как отец
разучивает очередную роль, а по-
том с сестрами следила за сюжетом
спектакля из-за кулис Мариин-
ского театра, мечтая о мужских
профессиях: доктора, извозчика, а
еще больше - артиста.
Детство Веры можно назвать ра-
достным и безоблачным, но лишь до
определенных пор. Умер дедушка; и
мать, Мария Николаевна, получив
наследство, купила небольшое по-
местье под Вильной6. Семья обосно-
валась там. Девочек Комиссаржев-
ских отдали в Виленский институт
благородных девиц.
Отец продолжал петь в Санкт-
Петербурге и гастролировать по
другим городам. Результат не замед-
лил сказаться: он увлекся княжной
Курцевич, наследницей древнего
литовского рода, и вскоре бросил
семью.
Развод родителей тяжело ранил
душу впечатлительной Веры, которая
начала искать возможность создания
собственной счастливой семьи. В
1883 году она вышла замуж за графа
В.
Л. Муравьева, неплохого художни-
ка7. Но супружество двух творческих
личностей оказалось неудачным;
чуть ли не с первых дней начались
жестокие размолвки и ссоры. Кон-
чилось тем, что В. Л. Муравьев завел
роман с сестрой Веры, Надеждой.
Узнав о двойном предательстве,
Вера Федоровна пережила силь-
нейшее потрясение, покушалась на
самоубийство, затем месяц провела
в психиатрической клинике.
Возвращение к жизни проис-
ходило медленно. Родные увезли
ее в Липецк, где младшая сестра
Оля стала для сломленной Веры
настоящей сиделкой.
Кто знает, какое будущее жда-
ло бы ее, окажись она счастлива в
браке? Очевидно, в таком случае
мир никогда не узнал бы Веры
Комиссаржевской. «В актрисы ее
посвятило личное страдание», - так
писал современник.
В 1887 году, во время лечения
на водах в Липецке, она познако-
милась с Сергеем Ильичем Зилоти8
- морским офицером, страстным
любителем театра и музыки. Вскоре
1 3
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 12 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст