уша Петербурга
1 4
молодые люди обручились. Однако
Вера Федоровна так и не вышла
замуж вторично, хотя с Сергеем Зи-
лоти и со всей его большой семьей
навсегда осталась в очень теплых
родственных отношениях.
Когда С. И. Зилоти навещал
свое родовое тамбовское имение
Знаменку9, он привозил с собой туда
и Веру Федоровну.
Его семья происходила из рода
Рахманиновых. Дед его, Аркадий
Александрович Рахманинов10, не-
когда брал уроки у Джона Фильда и
слыл талантливым музыкантом. Он
с успехом выступал в столичных и
провинциальных салонах, а также
сочинял музыку.
Его супруга Варвара Васильев-
на увлекалась поэзией, переписы-
валась с самим В. А. Жуковским
стихами и знала наизусть почти
всего Пушкина.
Одним из друзей А. А. и
В. В. Рахманиновых был князь
Ю. Н. Голицын11 - тот самый, ко-
торый в 17 лет собрал хор из семи-
десяти человек, сам обучил людей,
сам дирижировал и впоследствии
гастролировал со своим знамени-
тым хором не только в Европе, но
даже в Америке, исполняя преиму-
щественно русские песни.
В. Ф. Комиссаржевская -
Монна Ванна в спектакле
«Монна Ванна» по драме
М. Метерлинка, 1903 г
Из собрания Санкт-Петербургского
государственного музея
театрального и музыкального
искусства, № 5755/346.
Первая публикация
Морис Метерлинк
Задолго до нашей истории князь
был серьезно увлечен дочерью Рах-
маниновых Юлией Аркадьевной (в
будущем - матерью Сергея Ильича
Зилоти).
Вместе с братьями и сестрами12
Сергея, обожающими музыку, Ко-
миссаржевская нередко пела; она
имела прекрасное контральто (не
случайно в свое время отец мечтал
воспитать из нее певицу) и исполня-
ла романсы с глубоким и искренним
чувством.
Сергей Зилоти с молодости
любил театр. После окончания Мор-
ского корпуса, в середине 1880-х, он
уехал во Владивосток, в то время -
скучный город, где, кроме службы и
редких балов (точнее, попоек), ни-
каких развлечений не было. Изредка
устраивались концерты и спектакли
в помещении Морского собрания и
в доме местной покровительницы
искусств госпожи Галецкой.
Но вскоре бомонд заговорил о
лейтенанте Сергее Зилоти, флаг-
офицере младшего флагмана Тихоо-
кеанской эскадры контр-адмирала
Макарова. С. Н. Зилоти организовал
театральную труппу и оказался та-
лантливым режиссером, привнеся
во Владивосток яркое столичное
веселье. Для своих постановок он
находил актеров среди местной мо-
лодежи, благодаря чему у дочерей
и жен офицеров и чиновников об-
наружились незаурядные сцениче-
ские дарования. Зилоти тщательно
репетировал с ними роли, указывая
жесты и движения в гармонии с
исполняемым музыкальным но-
мером.
Немало тратил Зилоти времени
и сил на хор, добиваясь от исполни-
телей не только хорошего пения, но
и драматической игры. Зато в дни
концертов зал Морского собрания
был набит до отказа, а зрители при-
ходили в восторг.
Спустя некоторое время
С. И. Зилоти вернулся в Санкт-
Петербург, имея уже немалый опыт
режиссера-постановщика.
В. Ф. Комиссаржевская также
жила тогда в столице; их дружба
продолжилась. Вера с сестрой не-
сколько раз пели на литературно-
художественных вечерах Сергея
Ильича в Морском собрании Флот-
ского экипажа Санкт-Петербурга.
Там же Вера в 1889 году впервые
вышла на сцену в качестве драма-
тической актрисы - она сыграла в
одноактной пьесе Гнедича «Горящие
письма» (в этом году мы отмечаем,
таким образом, 120-летие ее арти-
стического дебюта).
Так начался профессиональный
путь великой актрисы.
Впоследствии В. Ф. Комиссар-
жевская много играла в столицах
и в провинции, став лучшей и уже
В. Ф. Комиссаржевская -
Монна Ванна в спектакле
«Монна Ванна» по драме
М. Метерлинка, 1903 г
Из собрания Санкт-Петербургского
государственного музея
театрального и музыкального
искусства, № 5755/351.
Первая публикация
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 13 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст