уша Петербурга
1 8
B. Ф. Комиссаржевской С. В. Рахма-
нинов посвятил романс «Не может
быть»31 на слова А. Н. Майкова.
По прошествии времени, когда
немного улеглась острота утраты,
C. В. Рахманинов и А. И. Зило-
ти почтили память актрисы, дав
10 февраля 1911 года благотвори-
тельный концерт в Дворянском
собрании Санкт-Петербурга (где с
1903 по 1914 годы чаще всего про-
ходили «Концерты А. Зилоти»).
Они исполнили Вторую сюиту
С. В. Рахманинова, которую очень
любила Вера Федоровна за ее жиз-
неутверждающий колорит, сердеч-
ность и мелодичность.
...Мы немного забежали вперед,
но теперь, наоборот, заглянем в от-
даленное прошлое.
После весны 1892 года, когда
19-летний С. В. Рахманинов в не-
сколько недель стал знаменит как
автор оперы «Алеко»32, он не пи-
сал для сцены. Но связь с театром
не прерывалась: осенью 1893 года
С. В. Рахманинов дебютировал в
Киеве как оперный дирижер (опера
«Алеко»), а осенью 1897 года был
приглашен в Частную оперу Саввы
Мамонтова. За один сезон С. В. Рах-
манинов провел двадцать пять спекта-
клей девяти опер: «Самсон и Далила»
Сен-Санса, «Русалка» Даргомыжско-
го, «Кармен» Бизе, «Орфей» Глюка,
«Рогнеда» и «Вражья сила» Серова,
«Миньон» Тома, «Аскольдова моги-
ла» Верстовского, «Майская ночь»
Римского-Корсакова.
Потом были встречи с В. Ф. Ко-
миссаржевской и ее коллегами в
Санкт-Петербурге, началось также
сотрудничество с Ф. И. Шаляпиным,
которое продолжилось после ухода
С. В. Рахманинова от С. Мамонтова
и переросло в вечную дружбу; нель-
зя не упомянуть также контактов с
К. С. Станиславским и его труппой.
К. С. Станиславский и С. В. Рах-
манинов могли знать друг друга дав-
но - уж очень тесен был круг их знако-
мых: Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Комиссар-
жевская, В. И. Немирович-Данченко,
А. П. Чехов. Известен случай, когда
в 1898 году в Ялте Антон Павлович
подошел к С. В. Рахманинову, толь-
ко что выступившему в концерте с
Ф. И. Шаляпиным, и высказал ему
судьбоносные комплименты.
Более тесно К. С. Станиславский
и С. В. Рахманинов подружились,
вероятно, весной 1900 года, когда
Художественный театр приехал на
гастроли в Ялту, где Сергей Василье-
вич в то время отдыхал, живя на даче
княгини А. Ливен. Вскоре С. В. Рах-
манинов сделался верным поклонни-
ком Художественного театра.
Осенью 1904 года Сергей Ва-
сильевич Рахманинов возглавил
оркестр Большого театра в ответ на
давние просьбы дирекции Импе-
раторских театров. Работа в театре
побудила С. В. Рахманинова к соз-
данию опер «Скупой рыцарь»33 и
«Франческа да Римини».
Сергей Васильевич дирижиро-
вал в Большом театре два сезона34.
Затем он покинул Большой
театр и Москву, и три зимы под-
ряд провел в Дрездене, стремясь к
усидчивой работе, для которой в
России подходящих условий тогда
найти не мог. С. В. Рахманинов
создал в Дрездене несколько значи-
тельных произведений: Симфонию
№ 2 ми минор, ор. 2735, Сонату для
фортепиано № 1 ре минор, ор. 28,
симфоническую поэму «Остров
мертвых», ор. 29.
Ну, а что же «Монна Ванна»?
В письме С. В. Рахманинова к
его другу Михаилу Слонову36 от
21 октября/3 ноября 1906 года (из
Дрездена) мы читаем:
«Милый друг Михаил Акимо-
вич, о том, что я пишу тебе сейчас,
не должна знать ни одна душа.
Будь добр, возьми “Монну Ванну”
Метерлинка (изд[ание] III перевод
Маттерна37 и Воротникова38), открой
27-ю страницу (приход Ванны) и по-
пробуй мне сделать эту страницу до
конца акта, шесть страниц, ничего по
возможности не пропуская, в стихах.
Рифмы может не быть. Строчка не
должна быть длинной и все внима-
ние уделить на то, чтоб речь лилась
естественно, как в прозе. Я сам это
хотел сделать, но ничего не выходит.
Если имеешь свободное время, то
сделай мне это поскорее, пожалуй-
ста. Буду тебе очень и очень благо-
дарен. Может быть, из этого у меня
что-нибудь и выйдет. Если выйдет,
тогда само собой пойдет дальше, ина-
че остановимся. Но самое главное,
чтобы ты не говорил ни одной душе,
а то это расходится необычайно бы-
стро. Между тем это только проба,
так что и говорить не о чем. Может,
и не выйдет ничего»39.
В первые месяцы своего дрез-
денского уединения С. В. Рахма-
нинов написал один акт «Монны
Ванны» (в клавире); на последней
его странице рукой композитора
сделана пометка:
«Конец 1-го дей-
ствия. Дрезден 15-го апреля 1907
[года]»40.
«Секретные» труды над
оперой продолжались и в Иванов-
ке41, куда неизменно каждое лето
С. В. Рахманинов переезжал с се-
мьей42 из Германии.
Но потом работа остановилась.
Причин могло быть несколько, из
них известны две.
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 17 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст