уша Петербурга
Во-первых, преобладание в
сюжете интеллектуального начала
над эмоциональным сковывало
полет вдохновения композитора, в
чем Рахманинов сокрушенно при-
знавался в одном из писем.
Другая причина была про-
заически-юридическая: для созда-
ния оперы требовалось разрешение
автора.
Переговоры с М. Метерлинком
по просьбе С. В. Рахманинова на-
чал К. С. Станиславский, который
к тому времени уже осуществил
легендарную постановку «Синей
птицы» (премьера состоялась осе-
нью 1908 года, в дни 10-летнего
юбилея МХТ43).
Вот письмо Константина Сер-
геевича писателю:
«Декабрь 1908 [года]. Москва.
Г[осподину] М. Метерлинку.
На этот раз я обращаюсь к Вам
по поручению моего друга, из-
вестного русского композитора и
пианиста Сергея Рахманинова. Он
очень известен в Англии и Герма-
нии, не только как композитор, но
и как дирижер и пианист. Не знаю,
интересуется ли им Франция?
Это человек совершенно ис-
ключительного таланта, серьез-
ный, трудящийся, скромный и
исключительно порядочный, и
потому я беру на себя смелость
горячо ходатайствовать за него.
Вот в чем заключается его прось-
ба. Он мечтает написать оперу на
Вашу “Монну Ванну”, с этой целью
уже написал некоторые пробные
номера.
1) г[осподин] Рахманинов обра-
щается к Вам с просьбой: разрешить
ему “Монну Ванну” для оперы и
предоставить ему право для России
и Германии, так как для Франции,
кажется, это право предоставлено
Вами другому лицу.
2) г[осподин] Рахманинов про-
сит Вас прислать соответствующее
письмо, разрешающее ему писать
оперу на сюжет “Монны Ванны” для
России и Германии.
Это письмо не откажитесь при-
слать мне в Москву или же на имя
самого г[осподина] Рахманинова
по следующему адресу: Allemagne,
Dresden, Sidonienstrafte, 6. Garten
Willa Sergei Rakmaninoff (орфо-
графия К. С. Станиславского. -
Л. К.-О
)).
Горячо ходатайствуя за г[оспо-
дина] Рахманинова, я не сомнева-
юсь в том, что Ваше произведение
попадает в руки исключительного
по таланту музыканта»44.
..
Ответ Метерлинка оказался со-
крушительным. Он уважал талант
Рахманинова и был бы счастлив
услышать свое творение в музыкаль-
ной версии русского композитора,
но в то время уже действительно
заключил договор с одним из фран-
цузских музыкальных издательств,
Владимир Давидович Ашкенази
отдав права на написание оперы
«Монна Ванна» композитору Анри
Феврие, упоминавшемуся в начале
нашего рассказа.
Метерлинк пытался смягчить
ситуацию, добавив:
«Но в России [Рахманинов] мо-
жет обойтись без моего разрешения
и делать что хочет»45.
Путь к мировой сцене для новой
оперы С. В. Рахманинова оказался
закрыт. Это сильно огорчило ком-
позитора.
Но работа, видимо, все-таки про-
должалась. Ведь С. В. Рахманинов
неоднократно повторял, что сочине-
ние музыки и написание ее - это два
разных процесса в его жизни.
Музыка «Монны Ванны» не по-
кидала его мыслей, что подтвержда-
ется многими фактами. Например,
А. Б. Гольденвейзер46 писал:
«У Сатиных было в Тамбовской
губернии родовое имение Иванов-
ка, которым вся семья дорожила
и чрезвычайно его любила. Мне, к
сожалению, не пришлось там быть
[но] А. Ф. Гедике47 один раз был
там. Рахманинов как раз в это вре-
мя написал “Колокола”48. Вместе с
ними Рахманинов показывал тогда
Александру Федоровичу один акт
своей неоконченной оперы “Монна
Ванна”».
С. В. Рахманинов любил свою
«Монну Ванну». В счастливый
дрезденский период он признавал-
ся в письме к другу: «Она все мое
утешение»49, и добавлял, что из всех
«дрезденских» сочинений «Монна
Лауреат международных конкурсов Павел Товпич, первый
в Санкт-Петербурге исполнитель оркестровой партии (в клавире) оперы
С. В. Рахманинова «Монна Ванна».
Санкт-Петербург, 2008 г.
1 9
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 18 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст