уша Петербурга
Ванна» представляется ему самым
удачным.
На этом закончилась первая
часть истории «Монны Ванны».
Наступил 1917 год, и Сергей
Васильевич Рахманинов, уехав на
гастроли в Скандинавию, не вер-
нулся на родину. Вечером 10 ноября
1918 года норвежский пароход, на
борту которого находился Сергей
Рахманинов с женой и двумя до-
черьми 14 и 10 лет, пришвартовался
к американской земле. Началась
новая жизнь русского артиста.
От пятидесяти до семидесяти (в
среднем) концертов в год, десятки
американских, а с 1922 года - и
европейских городов, вереница
концертных залов.
..
Однажды - было это в 1927 году
в Америке - Сергею Васильевичу
был представлен юный музыкант
Игорь Букетов50, который так всем
понравился, что в последующие
годы продолжал часто бывать у
С. В. Рахманинова. Какие-то душев-
ные или творческие черты молодого
музыканта вызвали доверие компо-
зитора, и он показал ему эпизоды
«Монны Ванны», раскрывая свой
замысел оркестровки.
Об этом знала сестра жены
С. В. Рахманинова, Софья Алек-
сандровна Сатина51. После смерти
С. В. Рахманинова (1943) и его
жены (1951), при содействии Софьи
Александровны, Игорь Букетов по-
лучил рукопись 1-го действия оперы
и сделал инструментовку, используя
те детали, которые запомнил из бе-
сед с автором.
После того началась новая
эпоха в судьбе самой загадочной и
любимой оперы Сергея Рахмани-
нова «Монна Ванна». В 1984 году
в Саратоге (США), спустя почти
восемьдесят лет после того, как
С. В. Рахманинов обратился к этому
сюжету, состоялось первое концерт-
ное исполнение «Монны Ванны» в
оркестровке И. Букетова. Впослед-
ствии была сделана запись оперы в
Исландии52.
Рукопись «Монны Ванны»
хранится в библиотеке Конгресса
США.
В Россию последняя опера
С. В. Рахманинова попала в начале
1990-х годов в виде микрофильма
благодаря московскому пианисту и
исследователю Владимиру Троппу53,
который затем кропотливо перенес
материал на бумагу.
Ирина Евгеньевна Тайманова.
Санкт-Петербург, 1980-е гг.
В 1993 году, в Ростове-на-Дону,
состоялась российская премьера
«Монны Ванны» С. В. Рахманинова
(в сопровождении фортепиано).
Затем ростовский композитор Ми-
хаил Фуксман сделал оркестровку,
стараясь сохранить характер рахма-
ниновского симфонизма. По обще-
му признанию слушавших ее тогда
музыкантов, незавершенность опе-
ры не означает ее несовершенства.
С. В. Рахманинов выступает здесь во
всем блеске своего композиторского
мастерства.
Вторично опера прозвучала
опять же в Ростове-на-Дону в апре-
ле 1998 года (исполнители: солист
Донецкой филармонии Анатолий
Воронин, ассистенты-стажеры,
студенты, симфонический оркестр
и хор Ростовской консерватории им.
С. В. Рахманинова; дирижер А. Гон-
чаров, хормейстер Ю. Васильев).
6 апреля 1998 года «Монна
Ванна» была впервые исполнена в
Москве, в Большом зале консерва-
тории, в составе: Михаил Никифо-
ров (Гвидо), Алексей Моисеенко
(Марко), Елена Евсеева (Монна
Ванна), Юрий Маркелов (Борсо),
Александр Науменко (Торелло);
оркестр «Русская филармония»,
дирижер Александр Ведерников.
Весной 2007 года В. М. Тропп
подарил переписанный им вруч-
ную клавир оперы мне, автору этой
статьи.
Так сто лет спустя «Монна Ван-
на» вернулась в Санкт-Петербург.
Здесь не случайно употреблено
слово «вернулась» - потому что
после исследований, ход которых
продемонстрирован уважаемым
читателям в этой статье, можно
уверенно предполагать, что вдохно-
вительницей образа Монны Ванны
для С. В. Рахманинова была Вера
Федоровна Комиссаржевская, когда
Сергей Васильевич слушал ее ре-
петиции в петербургской квартире
двоюродного брата.
Тепло и великодушно отозва-
лась на предложение поставить
«Монну Ванну» знаменитая петер-
бурженка, выдающийся режиссер,
Заслуженный деятель искусств
России Ирина Евгеньевна Тайма-
нова. 29 марта и 3 апреля 2008 года
состоялись петербургские премьеры
оперы: в концертном зале Музея
музыкального и театрального ис-
кусства и в Камерном зале Санкт-
Петербургской консерватории54.
Казалось бы, теперь уже можно
поставить точку.
Но жизнь «Монны Ванны» на
этом не закончилась! И, конечно,
нашему читателю интересно узнать,
что было дальше.
В январе 2007 года, без особо-
го повода, я написала Владимиру
Ашкенази. Меня охватило горячее
желание выразить величайшему
музыканту нашего времени свое
восхищение его исполнением со-
чинений С. В. Рахманинова - и как
Профессор
Владимир Мануилович Тропп.
Москва
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 19 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст