уша Петербурга
пианисту, и как дирижеру. Я ни у
кого не слышала, например, такой
ясной и сильной трактовки Пер-
вой симфонии Рахманинова, как у
B. Д. Ашкенази. Многие считают ее
«незрелой», но выдающийся дири-
жер доказал обратное: у Владимира
Ашкенази юношеская симфония
C. В. Рахманинова покоряет по-
трясающей логикой, глубиной дра-
матургии, какой-то почти речевой
выразительностью музыкального
повествования, позволяющей в
каждой ноте услышать живой,
страстный голос композитора.
..
Дмитрий Неласов,
солист Михайловского театра,
первый в Санкт-Петербурге
исполнитель партии Гвидо в опере
С. В. Рахманинова «Монна Ванна».
Санкт-Петербург, 2006 г.
Неожиданно быстро Владимир
Давидович мне позвонил, а потом
даже прислал теплое, оптимистич-
ное письмо, которое заканчивалось
мальчишески-радостной, светлой
фразой: «Да здравствует СВР!»
Это письмо - один из самых
драгоценных документов в моем
архиве.
Прошло немного времени.
Однажды, сидя за чашкой чая
у гостеприимной Ирины Евгеньев-
ны Таймановой, я начала мечтать
вслух:
- Ах, если бы нашелся такой че-
ловек, который захотел бы дописать
«Монну Ванну».
Задумавшись, я не сразу заме-
тила, что Ирина Евгеньевна наби-
рает какой-то номер на телефонном
аппарате. Но вскоре ее энергичный
голос уже кого-то призывал искать
Композитор
Геннадий Григорьевич Белов.
Санкт-Петербург, 2007 г.
композитора, способного и желаю-
щего продолжить сочинение оперы
С. В. Рахманинова.
Волнуясь, слушала я беседы
Ирины Евгеньевны с выдающимися
музыкальными деятелями Санкт-
Петербурга. Приглашать к работе, без
гонорара, без каких-либо присущих
современности посулов. К тому же
все в один голос отвечали Ирине
Заслуженная артистка России
Мария Людько, первая в
Санкт-Петербурге исполнительница
главной партии в опере
С. В. Рахманинова «Монна Ванна».
Санкт-Петербург, 2008 г.
Евгеньевне: «Написать это было бы
по силам только Владиславу Алек-
сандровичу Успенскому55.»
После чего повисала естествен-
ная грустная пауза.
И тут И. Е. Тайманова позвонила
Геннадию Григорьевичу Белову56.
Дальше история «Монны Ван-
ны» повернулась вспять, как раз-
буженная ледоходом река.
В четверг, 18 декабря 2008 года,
на Большой Морской, 45, в зале
Дома композиторов, впервые про-
звучали сочиненные Геннадием
Беловым фрагменты 2-го и 3-го
действий «Монны Ванны».
Я уже знала к тому времени весь
новый музыкальный материал, соз-
данный Г. Г. Беловым. Не представ-
ляю, как можно продолжить труд
великого С. В. Рахманинова, где
можно найти силы для этого? Ген-
надий Григорьевич, наверное, тоже
не знал. Он неоднократно говорил,
что очень волнуется, часто слушает
рахманиновскую музыку, читает
М. Метерлинка, размышляет.
А когда я впервые вошла в его
квартиру и взяла в руки рукописи
сначала 2-го, а вскоре и 3-го дей-
ствия «Монны Ванны», а затем
услышала музыку Геннадия Белова,
священный трепет пронзил все мое
существо.
Нет, это не было «продолжение»
или стилизация «под Рахманино-
ва». Разве что какие-то отголоски
трагических моментов Четвертого
фортепианного концерта уместно
промелькнули в этом сочинении, ка-
тегорически не оставив ощущений
ни плагиата, ни подражания.
Это совершенно новая музыка:
печальная, жесткая, страстная и
очень красивая. Как в магическом
зеркале древних волшебников, в ней
бурлят чувства героев драмы. Бие-
ние их сердец, монологи и беседы,
увещевания и любовные признания,
крики, тихо струящиеся слезы и
даже скорбное молчание сжатых
губ - все это есть в музыке Геннадия
Белова к «Монне Ванне».
Однажды, обсуждая одно из
своих произведений, С. В. Рахма-
нинов написал: «Сначала - смерть,
потом - жизнь»57. Эти его слова я
воспринимаю как судьбоносный де-
виз творческой личности и руковод-
ствуюсь ими во многих ситуациях и
испытаниях.
Несколько месяцев назад
Владимир Ашкенази предложил
2 1
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 20 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст