И
стория учебных заведений
§ 112. В нем должны быть раз-
ные мастерские для показания вос-
питанникам на практике разных по-
строений и образования различных
мастеровых для производства работ
нужных.
Отд. II. О приеме и числе вос-
питанников.
§ 113. Желающие быть при-
няты в Институт относятся о том
к директору Института, который
представляет кандидатов Главному
директору путей сообщения.
§ 114. Никто не будет принят в
Институт, если не имеет по крайней
мере 15 лет от роду, если не будет
здорового сложения и, сверх того,
не будет уметь говорить и писать
по-русски и по-французски.
§ 115. Число воспитанников не
должно превосходить 80-ти.
Отд. III. О преподавателях
наук.
§ 116. Науки будут преподавае-
мы на российском и французском
языках.
§ 117. В первые два года воспи-
танники обучаются арифметике, ал-
гебре до уравнений третьей степени,
в т. ч. и прогрессиям, логарифмам,
геометрии, плоской тригонометрии,
съемке на плане местных положений
и нивелированию, рисовальному ис-
кусству и архитектуре.
§ 118. Воспитанники, выдержав-
шие испытания в науках, в течение
сего двухлетия преподаваемых,
будут во время летней рабочей поры
посылаемы на практику к работам в
ближайшем округе.
§ 119. В третьем и четвертом
году они обучаются стереометрии,
разрезке и кладке камней, плот-
ничной работе, коническому сече-
нию, выводке сводов, основаниям
механики и гидравлики, правилам
производить работы, составлять
проекты и сметные материалы ис-
числения, также обряду производ-
ства дел и счетов при публичных
строениях. В заключение всего
сообщаются им подробные сведе-
ния о всех в государстве реках и
каналах, существующих или только
предполагаемых, и изъясняется им
настоящая или ожидаемая от оных
польза.
§122 Воспитанникам произво-
дится испытание по прошествии
первых двух лет в чистой математи-
ке, а по истечении четырех лет - в
прочих частях. Если воспитанник
при испытаниях окажется способ-
ным, то принимается в Корпус и
производится в инженеры III класса
или поручики.
Рабочая программа обучения
сразу же Бетанкуром была дополне-
на изучением дифференциального
и интегрального исчисления и на-
чертательной геометрии.
Так 200 лет тому назад, родилась
колыбель российских инженеров
путей сообщения. Юность Ин-
ститута корпуса инженеров путей
сообщения (1810-1824 годы) была
насыщена важными событиями.
Надо было привлечь к преподава-
нию профессоров, уровень кото-
рых соответствовал бы программе
обучения студентов, разработанной
А. Бетанкуром (программа преду-
сматривала изучение общенаучных,
общеинженерных и специальных
дисциплин в течение четырех лет).
Понадобилось пригласить из Фран-
ции молодых талантливых выпуск-
ников Политехнической школы
(Базен, Дестрем, Потье и Фабр),
известных архитекторов (Д. Тром-
бар, а затем Тома де Томон) и при-
гласить российских специалистов
в области высшей математики и
теоретической механики (академи-
ки Висковатов и Гурьев, профессора
Майоров и Чижов).
Впервые в России надо было
обеспечить изучение новой науки,
созданной во Франции, - начер-
тательной геометрии, лекции по
которой читал сам Бетанкур. Кроме
того, понадобилось разработать и
применить такие педагогические
приемы преподавания, чтобы слу-
шатели (так назывались на первых
порах студенты) отчетливо и ясно
понимали научные основы инже-
нерного дела.
Начало этому делу положил
Бетанкур. Главные задачи в мето-
дике преподавания всех дисциплин,
считал Бетанкур, - наглядность и
развитие пространственного вооб-
ражения.
Для решения первой задачи
понадобился Музей - собрание
макетов и моделей инженерных кон-
струкций, а также использование
действующих моделей механизмов.
Наглядности в обучении способ-
ствовала и коллекция минералов,
появившаяся в Институте в первые
годы. Вторую задачу решал курс на-
чертательной геометрии, введенный
Бетанкуром в программу обучения
впервые в российских учебных за-
ведениях.
В Институте с первых дней обу-
чения большое внимание уделялось
практике на объектах строительства
различных сооружений в городе, в
том числе на строительстве Исаакиев-
ского собора, на сооружении мостов.
Постановке преподавания
высшей математики, механики,
физики, химии способствовали
представители Академии наук,
выдающиеся специалисты своего
дела, академики В. И. Вискова-
тов и С. Е. Гурьев, Г. И. Гесс и
A. Я. Купфер, работавшие в Инсти-
туте. В 1820 году в Петербург при-
были из Франции талантливые вы-
пускники Политехнической школы
Г. Ламе и Б. Клапейрон, а также ин-
женер А. Рокур де Шарлевиль, став-
шие членами-корреспондентами
Петербургской академии наук,
создавшие оригинальные курсы
физики, высшей математики, тео-
ретической и прикладной механики,
строительного искусства.
Первым членом-корреспон-
дентом из выпускников Института
стал в 1828 году Жюст Гаюи (выпуск
1814 года), изобретатель, печатав-
шийся в «Журнале путей сообще-
ния», разработавший отдельные
предложения по проектированию
оптических приборов.
В 1830-х годах началась плодот-
ворная деятельность в Институте
академиков М. В. Остроградского и
B. Я. Буняковского, что способство-
вало высокому научному уровню
преподавания высшей математики
и механики.
В Институте еще во времена
Бетанкура возникла механико-
математическая инженерная школа,
развитие которой пошло дальше под
воздействием М. В. Остроградского
и его учеников, ставших известными
учеными в области аналитической
механики и инженерного дела.
Первое пятидесятилетие озна-
меновалось высокой оценкой Ака-
демией наук инженерной и научной
деятельности питомцев Института
Кербедза, Мельникова, Журавского.
В 1851 году С. В. Кербедз был
принят в члены-корреспонденты
Академии наук, а П. П. Мельников
в 1858 году стал почетным членом
Академии. Д. И. Журавский стал
лауреатом Демидовской премии
(за теоретический труд «О мостах
раскосной системы Гау»).
25
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 24 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст