И
стория учебных заведений
26
В 1842 году почетным членом
Академии стал профессор Инсти-
тута М. Г. Дестрем. В 1858 году
крупный инженер А. И. Дельвиг,
выпускник 1832 года, был увенчан
Демидовской премией за свое ори-
гинальное исследование «Руковод-
ство к устройству водопроводов».
Лауреатами Демидовской пре-
мии стали выпускники Института
Я. А. Севастьянов (в 1833 году),
Н. Ф. Ястржембский (в 1839 году) и
П. А. Языков (в 1843 году).
Почетными членами Академии
наук стали выпускники Института,
проявившие себя на государствен-
ной службе, - С. Г. Строганов
(в 1827 г.), П. К. Мейендорф (в
1856 г.), Г. Х. Гасфорд (в 1858 г.)
Таким образом, к своему юби-
лею Институт вышел на арену
высшего инженерного образования
окрепшим настолько, что задавал
тон в отечественной педагогической
и научной деятельности, чему, есте-
ственно, во многом способствовала
Академия наук.
Опыт первых десятилетий пре-
подавания позволил 3 ноября 1832
года утвердить «Инструкцию долж-
ностным лицам, состоящим при
Институте Корпуса путей сообще-
ния» - о методике преподавания
курса воспитанникам. В § 36 «Об-
раз преподавания» содержались
важные рекомендации. Профессор
или учитель должен соблюдать
следующее:
1. Начиная с простейшего и
легчайшего, переходить к сложней-
шему и труднейшему в строгой по-
степенности так, чтобы предыдущее
всегда служило приготовлением к
последующему, к коему переходить
только тогда, когда учащиеся до-
статочно поймут первое.
2. Между предметами препода-
вания всегда сохранять надлежащую
связь так, чтобы новое и неизвестное
присоединять сколь можно связнее
к известному.
3. Основывать учение преиму-
щественно на очевидности, дабы
учащиеся познавали предметы не
только из слов учителя и по опи-
санию, но сколько возможно и по
собственному рассматриванию и
убеждению.
4. Для преподавания тех пред-
метов, кои по существу своему не
могут быть основаны на очевидном
рассматривании, начинать с приме-
ров для учащихся удобопонятных и
заставлять их самих, по возможно-
сти, извлекать из них правила или
заключения.
И т. д. - всего 11 пунктов. Осо-
бенно важен был пункт 7 - «При
преподавании быть терпеливому
и не досадовать на непонятность
учащегося, а стараться преодолевать
оную повторением преподаваемого
и объяснения оного другими слова-
ми, примерами и уподоблениями,
пока, наконец, он поймет надлежа-
щим образом все ему объясняемое.
Стараясь сколько можно более
действовать на рассудок учащегося,
не обременяя много памяти выучи-
ванием наизусть преподаваемого,
кроме самого необходимейшего,
и доводить их до того, чтобы они
изъясняемое им впечатывали бо-
лее в разум, нежели в память, и все
написанное в книгах или тетрадях
служило бы лишь припамятывани-
ем того, о чем было говорено, а не
уроком для выучивания наизусть».
Ну чем не современные принципы
педагогики!
Вторым важным направлением в
обучении воспитанников стала под-
готовка и публикация учебных по-
собий. И здесь надо отдать должное
Институту - впервые, начиная с 1816
года, в институте началось издание
литографированных курсов изучае-
мых дисциплин, которыми пользо-
вались и другие учебные заведения
(главным образом, военные).
Еще одно важное событие: одно-
временно с открытием института
начала работать библиотека, куда
поступили первые книги из Фран-
ции и отечественная литература.
В 1813 году стал работать Музей
учебных образцов, содержавший
Минералогический кабинет и дру-
гие отделы.
Благодаря основательному
подбору преподавателей, среди ко-
торых начинали работу в институте
наиболее талантливые выпускники,
оставленные Бетанкуром оставлял в
институте (будущие отечественные
профессора), подготовке и изданию
учебных курсов, умелым педагоги-
ческим методам преподавания, изу-
чению научных основ инженерного
дела Институт быстро вышел на
передовые позиции среди учебных
заведений Петербурга и России.
Уже в 1811 году в «Военном
журнале» появилась статья, где
отмечалось, что «высшей матема-
тике у нас в России учат только в
одном училище путей сообщения,
куда известный генерал Бетанкур
ввел ее только в весьма недавнем
времени».
В том же 1811 году Бетанкур
отмечал, что изучать дифференци-
альное и интегральное исчисление
будут в таком объеме, «сколько
нужно знать оные для приступле-
ния к механике», а физика и химия
нужны «для приложения к делу с
большим совершенством наук ма-
тематических».
Прикладная механика и Курс
построений (строительное искус-
ство) стали главными специальными
предметами в Институте. Программы
обучения в Институте стали исполь-
зоваться в дальнейшем в Строи-
тельном училище и Практическом
технологическом институте.
Но не все было так гладко и
легко! В царском рескрипте, опу-
бликованном в июне 1812 года в
Петербурге и Москве, император
объявил: «Французские войска
вошли в пределы нашей Империи.
..
И поэтому не остается мне иного,
как поднять оружие и употребить
все врученные мне Провидением
способы к отражению силы силою.
Я надеюсь на усердие моего народа
и на храбрость войск моих. Про-
видение благословит праведное
дело. Оборона отечества, сохране-
ние независимости и чести народ-
ной принудило нас препоясаться
на брань. Я не положу оружия,
доколе ни единого неприятельско-
го воина не останется в Царстве
моем». Современники испытали
сильное потрясение. Испытали его
и в Институте. А. Бетанкур и фран-
цузские профессора восприняли
известие о начале войны как конец
их карьере. Но все, к счастью, обер-
нулось по другому. Бетанкур, пре-
данный России и враг Наполеона
(разве можно простить Бонапарту
его вторжение в родную Испанию),
ввел в Институте особое положе-
ние - исполнять все Инструкции
военного времени, исходившие от
главного командования русской
армии. Уже в июне 1812 года 16
студентов первого приема ушли в
действующую армию. Они участво-
вали в Бородинском сражении, за
что получили повышение в чине:
«ушли прапорщиками и получили
офицерский чин поручика», напри-
мер, С. И. Муравьев-Апостол (бу-
дущий декабрист) стал поручиком
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 25 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст