И
стория учебных заведений
и был награжден золотой шпагой с
надписью «За храбрость».
В ноябре 1812 года воспитан-
ники старшего курса возвратились
в Институт для продолжения своего
инженерного образования. Весной
1813 года состоялся первый выпуск
инженеров путей сообщения. Среди
них были 12 участников Бородин-
ского сражения.
Многие из них вновь отправи-
лись в армию и в 1814 году вместе со
своими полками вступили в Париж.
Война закончилась. Первые не-
многочисленные выпускники 1813
и 1814 годов (30 инженеров) дали
начало огромной плеяде инженеров
путей сообщения, которых Ин-
ститут (с 1993 года - Университет
путей сообщения) выпустил почти
за 200 лет.
Война, естественно, усложнила
работу Института. Французские
профессора по решению прави-
тельства были высланы в Иркутск.
Только после войны они были
возвращены. Занятия в Институте
постепенно вошли в нормальную
колею.
А.
Бетанкуру пришлось нелегко.
По поручению Александра I он не
только возглавлял Институт, но и
выполняя нелегкие обязанности
Главного директора путей сообще-
ния (1819-1822 годы), Председателя
Комитета по делам строительства и
гидравлических работ(1816-1824),
входил в состав Комиссии по строи-
тельству Исаакиевского собора,
вел работы по сооружению Ни-
жегородской ярмарки, возглавлял
строительство зданий (по своему
проекту) Экспедиции заготовления
государственных бумаг (нынешний
«Гознак»), создал проект и контро-
лировал строительство Манежа в
Москве, занимался реконструкцией
Тульского оружейного завода (рабо-
тал в 11 городах России). Он еще и
совершил путешествие по южным
районам России и подготовил осно-
вательный отчет о состоянии путей
сообщения на Северном Кавказе
и Причерноморье, определив пути
развития транспорта в этих районах.
Естественно, все это сказывалось
на деятельности Института, но у
Бетанкура были инициативные по-
мощники: И. С. Резимон, П. П. Ба-
зен. Они непосредственно держали
в своих руках бразды правления и
обеспечивали нормальную работу
Института. За период с 1813 по 1824
год состоялось 12 выпусков инжене-
ров, 225 человек; они, в основном,
были направлены в Корпус инжене-
ров путей сообщения, часть ушла на
военную и гражданскую службу.
Первое пятидесятилетие Ин-
ститута, отмечавшееся без особых
торжеств, позволило подвести ито-
ги, показавшие вклад Института в
инженерное дело, в архитектуру, в
культуру России. Достаточно при-
вести несколько примеров.
Деятельность руководителя
высокой культуры А. Бетанкура и
питомцев Института (с участием
видных архитекторов того време-
ни) нашла яркое отражение в соз-
дании архитектурных ансамблей
Санкт-Петербурга, украшающих
город до сих пор.
В Институте было положено
начало научному основанию мо-
стостроения. Школа мостостроения
дала России крупных инженеров в
этой области.
Впервые при Бетанкуре была
создана комиссия проектов и смет,
преобразованная позже в Депар-
тамент, что положило начало ре-
форме строительной деятельности
в России. В этих целях Бетанкур
использовал Комитет по делам
строительства и гидравлических
работ и Комиссию проектов и
смет. Они были использованы как
экспертно-проектные организации,
под контроль которых была взята
строительная деятельность и в
Санкт-Петербурге, и на основной
территории государства.
Кардинальные изменения в ин-
женерных основах строительного
дела, произошедшие в 1816-1840-х
годах, определили дальнейшее раз-
витие инженерного дела, связанного
со строительством городов и многих
инженерных сооружений, в том числе
при строительстве многих шоссе и
водных путей сообщения. При этом
обеспечивалась надежность и проч-
ность инженерных конструкций с
учетом фактора экономичности и
архитектурной изящности. В этой об-
ласти проявили себя инженеры путей
сообщения, деятельность которых
вошла в историю России.
Неоценим вклад инженеров,
питомцев Института корпуса инже-
неров путей сообщения в культуру
России.
Алексей Федорович Львов по-
сле семилетней инженерной работы
на военных поселениях окунулся
в мир музыки. Скрипач-виртуоз,
композитор, автор нескольких
десятков церковных песнопений
и военной музыки, известен как
создатель первого отечественного
гимна «Боже, Царя храни» (слова
В. А. Жуковского). Четверть века он
возглавлял Императорскую Певче-
скую капеллу.
Почти сорок лет во главе Им-
ператорского Фарфорового завода
(1832-1870) стояли инженеры
путей сообщения В. В. Галямин,
П. А. Языков и А. Д. Сивков.
Галямин создал музей завода и
опубликовал «Описание всех сто-
рон деятельности завода за 100
лет его существования», ставшее
важным историческим источником
изучения деятельности всех под-
разделений завода и его мастеров -
создателей уникальных фарфоро-
вых изделий.
27
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 26 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст