И
стория учебных заведений
28
28
лет с 1861 года Экспедицию
заготовления государственных
бумаг возглавлял инженер путей
сообщения (выпуск 1842 года)
Ф. Винберг. Эти годы он посвятил
совершенствованию печатного дела
и техническому переоснащению
фабрики. В музее нынешней фа-
брики «Гознак» в Санкт-Петербурге
установлен стенд с портретом
Винберга.
С.Г. Строганов основал в Мо-
скве и содержал за свой счет в 1825 -
1842 гг. первую рисовальную шко-
лу, ставшую позже Строгановским
художественно-промышленным
училищем (сейчас это - Московский
государственный художественно-
промышленный университет
им. графа С. Г. Строганова).
Он был попечителем Москов-
ского учебного округа, ректором
Московского университета, осно-
вал Археологическую комиссию и
Общество истории и древностей
российских.
Ф. И. Рерберг в 1825 году стал
первым директором Строгановской
школы рисования и преподавал
там начертательную геометрию.
Возвратившись в Петербург, он ор-
ганизовал первую в России Школу
телеграфистов-сигналистов в своем
родном Институте, исполняя обя-
занности председателя созданного
Указом Николая I Комитета для
рассмотрения телеграфных про-
ектов отечественных и зарубежных
изобретателей. Благодаря инициа-
тиве Рерберга в 1838 году была соз-
дана телеграфная линия от Гатчины
(резиденции императора) до Варша-
вы на расстоянии 1200 км.
П. П. Мельников, главноуправ-
ляющий, а затем министр путей
сообщения, один из авторов про-
екта и организаторов строительства
двухпутной железнодорожной
магистрали «Петербург-Москва»,
оставил ценные воспоминания о
своей деятельности и своем окруже-
нии, ставшие образцом мемуарной
литературы.
Э. И. Губер, выпускник 1832
года, стал известным поэтом, пере-
водчиком «Фауста» Гёте; он был
знаком с А.С. Пушкиным, оказав-
шим ему моральную поддержку в
работе над переводом. На смерть
Пушкина Губер откликнулся пе-
чальным стихотворением, вошед-
шим в сборник его поэтических
произведений.
Алексей Федорович Львов,
инженер путей сообщения,
композитор
Институт Корпуса инженеров
путей сообщения за первые пять-
десят лет выпустил 1558 моло-
дых специалистов. За этот период
ученые Института опубликовали
300 крупных научных работ. К
юбилею были выпущены Альбом
выдающихся деятелей - питомцев
Института, исторический очерк
«50-летие Института и Корпуса ин-
женеров путей сообщения», Особый
список 48 инженеров, закончивших
Институт первыми в списках, фа-
милии которых были занесены на
мемориальную доску.
В Музее Института была от-
крыта выставка лучших проектов
выпускников. «Русский художе-
ственный листок» поместил портре-
ты четырех выдающихся питомцев
Института и очерки об их инже-
нерной деятельности (Мельников,
Крафт, Кербедз, Журавский).
С.
В. Кербедз был отмечен как
автор и строитель первого посто-
янного моста через Неву - Благо-
вещенского. Д. И. Журавский - как
крупный мостостроитель и автор
проекта металлического шпиля ко-
локольни Петропавловского собора
(установлен в 1858 году, надежно
противостоит ветровой нагрузке
уже более 150 лет). Среди 12 перво-
разрядных вузов России к 1859 году
Институт завоевал славу ведущего
инженерного вуза, крупного научно-
го и культурного центра России. Это
- своеобразный ствол высшей инже-
нерной школы России, от которого
пошли многочисленные ветви.
Особенно ярко и торжественно
отмечалось 100-летие Института
инженеров путей сообщения -
основоположника инженерных
наук. На празднование прибыли с
приветствием коллеги из Франции,
Италии, Германии и других стран.
Первым приветствовал Институт
директор Национальной школы
мостов и дорог в Париже, который
напомнил о тесной связи, суще-
ствовавшей между французской
и русской школами инженеров,
являющейся результатом работы в
России французских специалистов
- первых учителей русских инже-
неров. «В настоящее время, - сказал
он, - благодаря тому, что сделано
русскими инженерами вообще и
проведением Великого Сибирского
пути, в частности, русские инжене-
ры превзошли своих учителей и не
имеют соперников».
К столетию Института был под-
готовлен исторический труд «Исто-
рия Института инженеров путей
сообщения Императора Александра
I за первое столетие его существо-
вания. 1810-1910», ставший неот-
ъемлемой частью изучения истории
Института и его питомцев.
В период с 1860 по 1910 год
в Институте были осуществлены
крупные преобразования.
С 1865 года Институт стал от-
крытым для всех учебным заведе-
нием. В этом году появились первые
12 кафедр, появилась должность
заведующего кафедрой, лидера в
избранной научной области.
Были открыты и получили раз-
витие новые научные и учебные ла-
боратории, ставшие прочной основой
подготовки инженеров (гидротехни-
ческая, аэромеханическая, электро-
техническая, паровозная и др.).
В 1892 году появилось пред-
ложение устроить при Институте
общежитие для нуждающихся сту-
дентов (для пятидесяти человек)
со столовой для всех студентов (на
двести человек).
По докладу Министра путей
сообщения А. К. Кривошеина Алек-
сандр III одобрил эту идею и пред-
ложил собрать средства, пожерт-
вованные железными дорогами и
частными лицами. Вместе с тем
император разрешил в память
трудов по председательствованию
в Комитете Сибирской железной
дороги наследника престола цесаре-
вича Николая Александровича при-
своить общежитию наименование:
«Николаевское имени августейшего
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 27 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст