И
стория учебных заведений
председателя Сибирской железной
дороги общежитие студентов Ин-
ститута инженеров путей сообще-
ния императора Александра I» (имя
Александра I было присвоено Ин-
ституту в 1877 году в день столетия
со дня его рождения).
4-этажное здание общежития
было построено в 1893-1895 годах
по проекту профессора Института
В. И. Курдюмова и под его не-
посредственным руководством.
В. И. Курдюмов стал первым за-
ведующим общежитием. 2 апреля
1895 года Курдюмов был награжден
орденом Св. Станислава второй
степени. 1 октября 1895 года состоя-
лось торжественное открытие обще-
жития. (Зал столовой оригинальной
конструкции сохранился до сих пор
и используется для торжественных
приемов и концертов).
В 1884 году в Институте было
введено преподавание фотогра-
фии, признанной необходимым
элементом инженерного образова-
ния, дающей возможность уяснить
и констатировать бесспорным
объектовым образом различные
несчастные случаи и катастрофы
на работах.
В Институте (впервые в учеб-
ных заведениях) была создана фото-
графическая лаборатория, прекрас-
но оборудованная и используемая
в учебном процессе. Лаборатория
имела огромный проекционный
фонарь, размещавшийся в Актовом
зале Института, что позволяло
давать изображение на экран в
40 м2 (фотолаборатория для на-
учных исследований используется
до сих пор).
При химической лаборатории
была открыта химическая испыта-
тельная станция для исследования
воды, разных горных пород, руды,
рельсовой стали, чугуна, железа,
различных видов топлива. В 1893
году Инженерный Совет Мини-
стерства путей сообщения принял
решение использовать химическую
испытательную станцию для не-
прерывного контроля испытания
рельсов, изготавливаемых для
российских железных дорог (эта
станция стала важным подспорьем
в работе кафедр химии и строитель-
ных материалов).
В этот период развитие полу-
чила Механическая лаборатория,
созданная в 1855 году, использо-
вавшаяся много десятилетий для
исследования прочности различ-
ных инженерных сооружений. Эта
лаборатория выполняла огромное
количество заказов различных
промышленных организаций, в
том числе железных дорог России.
40 лет Механическую лабораторию
возглавлял выдающийся инже-
нер путей сообщения, профессор
Н. А. Белелюбский. Механическая
лаборатория была крупным научно-
исследовательским центром России.
Она участвовала во многих отече-
ственных и международных кон-
грессах и съездах по установлению
методов испытаний материалов.
Огромную роль сыграла эта лабора-
тория в учебном процессе (студенты
изучали правила испытаний мате-
риалов и самостоятельно проводили
эти испытания).
Огромным достижением Ин-
ститута стало участие его питомцев
в проектировании и строитель-
стве Великого Сибирского пути
(1891-1916 годы) и в развитии
сети железных и шоссейных дорог в
Европейской России (в основном, в
северных и южных районах страны).
Уникальной, единственной в мире
по насыщенности инженерных со-
оружений была Кругобайкальская
железная дорога (39 тоннелей, 47
каменных и железных галерей для
защиты пути от горных обвалов) -
оригинальное детище инженеров
путей сообщения.
Великий Сибирский путь стал
ареной строительства уникальных
железнодорожных мостов через
крупные реки России. В этой об-
ласти неоценима роль корифеев
мостостроения Н. А. Белелюбского
и Л. Д. Проскурякова, творчеству
которых посвящены многие статьи
и монографии.
Эстафету Остроградского в
Институте приняли О. И. Сомов,
ставший в 1862 году академиком
Петербургской Академии наук, и
Е. И. Золотарев, принятый в члены
Академии в 1878 году. Кафедру тео-
ретической механики в течение 30
лет возглавлял член-корреспондент
Академии наук Д. К. Бобылев,
учитель знаменитого математика и
механика А. М. Ляпунова. Бобыле-
ва сменил А. Н. Крылов, академик
с 1916 года, после него кафедрой
заведовал С. П. Тимошенко, вы-
пускник Института 1901 г., ино-
странный почетный член Академии
наук СССР с 1964 года, ставший
самым знаменитым механиком мира
ХХ столетия.
Механико-математическая инже-
нерная школа Института получила
дальнейшее развитие и стала неот-
ъемлемой частью научных приклад-
ных школ в области транспорта.
В дальнейшем выпускники Ин-
ститута уже сами входили в состав
различных организаций, комиссий
и советов Академии наук, осущест-
вляя программу научных исследова-
ний в разных областях науки.
Особенно ярко это проявилось в
период работы Академии наук СССР.
Строительство тоннеля на Кругобайкальской железной дороге
29
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 28 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст