И
стория учебных заведений
30
Выпускники Института Н. М. Беля-
ев, Б. Е. Веденеев, Б. Н. Веденисов,
М. А. Великанов, Н. М. Герсе-
ванов, Г. О. Графтио, С. Я. Жук,
С. И. Дружинин, В. Н. Образцов,
Н. Н. Павловский, Г. П. Передерий,
А. А. Саткевич, М. С. Стрелецкий
вошли в историю Академии наук.
Их творческая деятельность нашла
отражение в различных статьях и
монографиях, изданных Академией.
В 1930-1950-е годы в Инсти-
туте получила развитие научная
школа в области автоматики,
телемеханики и связи, выпускники
которой и сегодня выделяются сре-
ди специалистов этого профиля,
проходивших обучение в других
транспортных вузах.
В Институте были заложены
основы транспортной науки в обла-
сти электрификации железнодорож-
ного транспорта, энергообеспечения
электрического подвижного состава
в метрополитенах и на магистраль-
ных железных дорогах.
Подготовка инженеров путей
сообщения отличалась углублен-
ным и продолжительным изучением
общенаучных дисциплин и широкой
производственной практикой, что
способствовало не только быстрому
продвижению их по службе, но и
использованию их знаний в препо-
давательской и научной работе в
различных высших учебных заведе-
ниях России (в Московском инсти-
туте инженеров путей сообщения, в
Политехнических институтах в Пе-
тербурге, Киеве, Тифлисе, Варшаве,
Новочеркасске, в Технологических
институтах в Петербурге и Томске, в
Инженерно-строительных институ-
тах в Петербурге и Москве, в Горном
институте и других вузах, а также
в техникумах и художественных
школах.
Министром путей сообщения
СССР Б. П. Бещевым, выпускником
Института 1935 года, была создана
обширная сеть железнодорожных
вузов страны, число которых к на-
чалу 1990 года достигло пятнадцати
(в Москве - 2, Ленинграде, Ростове-
на-Дону, Самаре, Свердловске, Ом-
ске, Новосибирске, Иркутске, Хаба-
ровске, Алма-Ате, Ташкенте, Гомеле,
Днепропетровске и Харькове). И
каждому высшему транспортному
учебному заведению была оказана
методическая и педагогическая
помощь со стороны ЛИИЖТа - Ле-
нинградского института инженеров
железнодорожного транспорта.
После реформы высшего транс-
портного образования в 1930-1932
годах, когда были образованы са-
мостоятельные вузы в области
водного, автомобильно-дорожного
и авиационного видов транспорта,
созданные на основе факультетов
Ленинградского и Московского
институтов инженеров путей со-
общения, ЛИИЖТ, как правопре-
емник ЛИИПСа, сосредоточился
на подготовке кадров для железных
дорог СССР и для Министерства
транспортного строительства, вы-
полнявшего заказы всех транспорт-
ных отраслей.
В 1945 году в связи со 135-ле-
тием за заслуги в подготовке инже-
нерных и научно-педагогических
кадров Институт был награжден
орденом Ленина. 30 ноября 1949
года Совет Министров СССР при-
своил Институту имя его питомца
академика В. Н. Образцова (тогда
исполнилось 125 лет со дня его
рождения).
3
декабря 1984 года Институт
отметил свое 175-летие торжествен-
ным собранием коллектива в Театре
оперы и балета им. С. М. Кирова.
Ректор Института Е. Я. Кра-
сковский принял государственную
награду - орден Октябрьской ре-
волюции, которым был награжден
Институт.
К 185-летию Института в 1994
году был открыт самостоятель-
ный Музей (Музей Института в
1987 году, в период празднования
150-летия первой в России Цар-
скосельской железной дороги, был
выведен из подчинения Института
и превратился в Центральный Му-
зей железнодорожного транспорта
России).
Петербургский государствен-
ный университет путей сообщения
занимает ряд корпусов в централь-
ной части города, среди которых
бывший Юсуповский дворец на
набережной реки Фонтанки и пер-
вый (с 1823 года) - Главный корпус
с актовым залом («драгоценность»
университета, которая бережно со-
храняется более 175 лет).
В 1979-1984 годах была осу-
ществлена обширная строительная
программа: Дворец спорта, обще-
житие в г. Пушкине, пристройки
к общежитиям в Ленинграде, тон-
нельный корпус, памятник лииж-
товцам, погибшим в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945
годов (в 1995 году памятник допол-
нен каменной стелой с фамилиями
погибших).
В 1829 году была освящена
первая институтская церковь, по-
остренная по проекту профессора
архитектуры Института П. Жако.
В 1883-1885 годах проведен капи-
тальный ремонт Главного корпуса
и Церковь была перестроена. Она
была освящена во имя благовер-
ного князя Святого Александра
Невского. В 1930-х годах церковь
была закрыта. Во дворе Института
в 1999 году открыт храм-часовня
во имя Александра Невского, ра-
ботающий до сих пор, своим коло-
кольным звоном напоминающий о
необходимости верного служения
Отечеству.
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 29 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст