И
стория учебных заведений
ХХ
век принес Институту но-
вые проблемы, особенно после
1917 года. Одной из проблем стала
крупная реформа транспортного
высшего образования, в результате
которой Институт получил «желез-
нодорожный профиль».
ЛИИЖТ, а с 1993 года Универ-
ситет путей сообщения, все годы про-
водил научные изыскания по заказам
Министерства путей сообщения,
Министерства транспортного строи-
тельства и Управлений железных
дорог. При этом ученые Института
принимали активное участие в науч-
ных исследованиях под эгидой Все-
союзного научно-исследовательского
института МПС, а также в комплекс-
ных работах с участием других транс-
портных вузов. Институт всегда был
представлен в различных комиссиях
Научно-технического Совета МПС,
в Техническом совете Октябрьской
железной дороги.
Никогда не прерывалась твор-
ческая связь с различными пред-
приятиями и организациями Ле-
нинграда (Санкт-Петербурга).
Особенно плодотворным стало
творческое сотрудничество ученых
Института и специалистов строи-
тельства метрополитена в Санкт-
Петербурге. В Институте в 1960
году была создана первая в стране
лаборатория моделирования тонне-
лей, позволившая решить сложные
инженерные задачи по созданию
прочных и надежных подземных
конструкций.
За все годы существования
Института (с 1993 года - Универ-
ситета путей сообщения) огромную
помощь коллективу в развитии
учебной и научной базы оказывали
руководители Ведомства путей
сообщения (главные директора,
главноуправляющие, министры,
народные комиссары и вновь ми-
нистры - 47 человек, из них 11 -
выпускники Института). Во главе
Института (теперь университета)
стояли 26 ректоров, из них 15 -
выпускники Института. Сейчас
во главе Университета путей со-
общения - выпускник Института
В. И. Ковалев (27-й ректор).
Сегодня Петербургский госу-
дарственный университет путей
сообщения является одним из при-
знанных лидеров отечественного
инженерного образования. В уни-
верситете ведется подготовка по 28
специальностям.
В Университете представле-
ны все направления подготовки
инженеров в области проектиро-
вания, строительства и эксплуа-
тации железных дорог, в области
мостостроения, тоннелестроения,
конструирования, производства и
эксплуатации подвижного состава,
создания систем электроснабжения,
современных устройств автоматики,
телемеханики и связи, информатики
и вычислительной техники, инфор-
мационных технологий в области
управления сложным организмом
железнодорожного транспорта.
В составе университета 7 фа-
культетов, институт повышения
квалификации, 57 кафедр с лабо-
раториями, Медицинское учили-
ще, филиалы в Великих Луках,
Мурманске и Петрозаводске. В
университете работают около 900
преподавателей, из них 100 док-
торов наук и свыше 400 кандида-
тов наук. Контингент студентов -
14 тысяч человек.
24
июня 2003 года в сквере у
Обуховского моста (рядом с адми-
нистративным корпусом) открыт па-
мятник А. Бетанкуру. Торжественная
церемония проходила в присутствии
наследника испанского престола,
принца Астурийского дона Фелипе,
который обратился к присутствую-
щим с приветственной речью.
К 200-летию Петербургского
государственного университета пу-
тей сообщения подготовлен сборник
биографий выдающихся выпускни-
ков и ученых - учителей инженеров
путей сообщения. Подготовлены
также репринтное издание «Исто-
рии Института инженеров путей
сообщения», впервые вышедщей в
1910 г., и двухтомное издание, по-
священное второму столетию перво-
го в России высшего транспортного
учебного заведения. В Петропав-
ловской крепости, в Музее истории
Санкт-Петербурга в ноябре 2009
года открылась выставка достиже-
ний Университета путей сообщения
за весь период от Института корпуса
инженеров путей сообщения до на-
стоящего времени.
Колыбель высшего инженерно-
го образования России находится в
авангарде служения Отечеству.
Использованная литература и архивные источники:
Ларионов А. М. История Института инженеров путей сообщения Императора Алек-
сандра I за первое столетие его существования. 1810-1910. СПб., 1910.
Список лиц, окончивших курс в Институте инженеров путей сообщения. 1810-1910.
СПб., 1910.
Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. 1809-1959.
М.: Всесоюзное издательско-полиграфическое объединение Министерства путей со-
общения, 1960.
Рукописный фонд библиотеки ЛИИЖТа. Каталог. Л., 1969.
Павлов В. Е., Глащенков Г. А. Петербургский государственный университет путей
сообщения: от института до университета / / Наука и техник: вопросы истории и теории.
СПб.: СПб ИИЕТ РАН, 1999.
Павлов В. Е. Русский испанец. К 250-летию со дня рождения Августина Августино-
вича Бетанкура. СПб.: ПГУПС, 2007.
Полный свод законов Российской империи. Т. ХХХ, ст. 23996 (Образование Инсти-
тута, Манифест от 20 ноября 1809 года).
ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 2. Д. 3. Л. 7-8 об. (Инструкция должностным лицам, со-
стоящим при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. О методике преподавания
учебного курса воспитанникам. 3 ноября 1832 года).
ЦГИА СПб. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1056 б. Л. 172-174 об. (Рапорт директора Строи-
тельного училища Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями
П. А. Клейнмихелю, 17 февраля 1843 года).
ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 13. Д. 4110. Л. 77-82, 85, 86-90 (Доклад директора Инсти-
тута Корпуса инженеров путей сообщения В. Ф. Энгельгардта Главноуправляющему
П. А. Клейнмихелю о проекте нового «Положения Института». 12 августа 1848 года).
ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 13. Д. 2729. Л. 93-95 об. (Доклад директора Института
Корпуса инженеров путей сообщения Е. И. Сивербрика о деятельности выпускников
Института и их достижениях за 50 лет. 20 ноября 1859 год).
ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 10. Д. 8. Л. 12-13 об. (Записка профессора С. П. Тимо-
шенко об использовании Механической лаборатории Института в качестве научно-
экспериментальной базы для подготовки специалистов в области строительной механики.
23 мая 1917 года).
31
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 30 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст