сквозь дебри непонимания со сто-
роны инженерных специалистов,
организаторов производства,
хозяйственников да и руководи-
телей - тоже. Нам прежде всего
нужно было просторное и светлое
помещение, где мы «рисовали» бы
наши проекты «внешнего вида»
приборов, выпускавшихся в то
время в ЛОМО - фото- и киноап-
паратов, микроскопов, приборов
для спектрального анализа и других.
Но нам как назло отводили бывшие
полутемные инструментальные
кладовые заводских цехов, отгора-
живали тесные углы в конструктор-
ских залах, предлагали холодные
чердачные помещения. Инженеры-
конструкторы, с кем нам приходилось
вместе работать, поначалу сопро-
тивлялись нашему вмешательству в
проектирование, видя в нас лишь до-
садную помеху. «Навязались на нашу
голову эти “художники”, - говорили
инженеры. От хозяйственных служб
мы должны были получать бумагу,
канцелярские принадлежности,
краски, чертежный инструмент и
прочие необходимые вещи, но нам
и тут ставили препоны. Да и сами
мы еще не понимали, кто мы есть
на самом деле - равноправные ли
проектировщики промышленных
изделий или просто рисовальщики-
украшатели.
Так продолжалось несколько
лет, которые я называю периодом
становления. Многое затем неузна-
ваемо изменилось в лучшую сторо-
ну благодаря двум обстоятельствам.
Первое - организация Всесоюзного
научно-исследовательского инсти-
тута технической эстетики, который
взял под свое методическое руко-
водство группы художественного
конструирования, подобные нашей,
всей отечественной промышлен-
ности. Мы получили существен-
ную поддержку в утверждении
нашего статуса как полноправных
специалистов. Вторым обстоятель-
ством, решительно изменившим
нашу жизнь, было внимание к нам
стория учебных заведений
генерального директора ЛОМО
Михаила Панфиловича Панфилова
(предлагаю посмотреть статью о нем
в № 2 (48)/2009 журнала «История
Петербурга»).
Мы получили прекрасное по-
мещение, налаживались наши ра-
бочие контакты с инженерами-
конструкторами, хозяйственные
службы обеспечивали нас всеми
необходимыми материалами. Нам
даже дали помещение под макетную
мастерскую и оснастили ее станка-
ми и инструментами. Самое главное,
что с нами теперь считались все - от
простого инженера-разработчика до
главных конструктора и технолога
предприятия. Вместе с тем повыси-
лась и наша ответственность за свою
работу. С нас строго спрашивали,
порой даже вызывая «на ковер» к
самому генеральному. Михаил Пан-
филович бывал очень крут с про-
штрафившимися и не стеснялся в
выражениях. Но такие разгоны, как
ни странно, оказывались в конечном
счете только нам на пользу: мы вы-
рабатывали свой профессионализм
и завоевывали себе авторитет и
уважение коллег-инженеров.
Совершенно особую роль сыграл
в деятельности художественно-
конструкторского отдела (а поз-
же - отдела дизайна) наш руко-
водитель Валентин Анисимович
Цепов. Он - выпускник ЛВХПУ
им. В. И. Мухиной (ныне Худо-
жественно-промышленная акаде-
мия), несколькими годами старше
многих из нас, своих коллег; он и за-
мечательный художник-акварелист,
«пробивший» для нас у начальства
творческий день (один свободный
день в неделю), чтобы всем вместе
ездить на этюды в пригородные
парки; он и спортсмен - фанатич-
но преданный лыжным гонкам,
увлекший и некоторых из нас этим
видом спорта (Валентин регулярно
устраивал соревнования для всей
фирмы, красочно оформляя со-
путствующий антураж - флажки,
транспаранты, форму спортсменов
и даже призы и наградные значки).
Надо признаться, что мы порой не
удерживались от критики его ме-
тодов руководства отделом, когда
он «подставлял» нас, беря с собой
на совещания к Панфилову или
к другому начальству, и нам при-
ходилось самим давать объяснения
по работе. Но когда его в 1999 году
не стало, мы поняли, каких усилий
стоило ему сохранить отдел в пост-
перестроечное время, и какой он, в
сущности, был прекрасный «во всех
отношениях» руководитель.
Немного я забежал вперед и
возвращаюсь в 1987 год. Каждый
дизайнер - неважно, в какой отрас-
ли промышленности он работает -
по праву считает себя представите-
лем творческой профессии, а значит
должен быть и соответствующий
творческий союз, куда специалист
мог бы обращаться за советом, ме-
тодической помощью или просто
для участия в профессиональных
дискуссиях. Вопрос об учреж-
дении союза дизайнеров подни-
мался и откладывался в высоких
правительственных инстанциях
уже не первый год. И все-таки,
наконец, в означенном 87-м со-
стоялся в Москве учредительный
съезд Союза дизайнеров СССР.
Некоторые сотрудники нашего от-
дела стали на этом съезде первыми
членами нового творческого союза
и остаются ими по сей день - кто-
то, увы, уже номинально, а кто-то
и активно участвуя в работе.
Только прежний союз - тот, что
возник на съезде -теперь распал-
ся на региональные организации.
Существует и Союз дизайнеров
в Санкт-Петербурге. Он помеща-
ется по адресу: наб. реки Мойки,
8, поблизости от музея-квартиры
А. С. Пушкина. В Союзе прово-
дятся интересные выставки работ
и промышленных художников, и
проектировщиков интерьеров, и
дизайнеров-графиков, и модельеров
одежды. Ежегодно осуществляется
прием в Союз новых членов.
33
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 32 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст