Малоизвестные портреты
Александра Даниловича Меншикова
и членов его семьи*
А.
Д . Демкин**
еизвестное об известном
Во второй части статьи мы рас-
смотрим серию женских портретов
из альбома П. И. Щукина1, которые
в настоящее время хранятся в Госу-
дарственном историческом музее
как «Женские портреты (Неизвест-
ных лиц)». Мы решили разобраться,
могут ли портреты из коллекции
П. И. Щукина быть портретами до-
черей Александра Даниловича.
Начнем с портрета Марии.
Всем известен портрет, находя-
щийся во дворце Меншикова на
Васильевском острове, приписы-
ваемый кисти И. Г. Таннауэра2 или
Ведекинду3.
Возьмем этот портрет и вы-
полним совмещение изображений
с женским портретом за номером 27
из альбома собрания П. И. Щукина
(Ил. №
25): мы делаем зеркальное
отображение портрета кисти Тан-
науэра, и вращаем изображение для
того, чтобы получить точно такой
же наклон головы, как на исследуе-
мом портрете. Затем масштабируем
изображения по межзрачковому
расстоянию. Для облегчения вос-
приятия, убираем цвет из извест-
ного портрета Марии Меншиковой.
Вот какое изображение получилось
у нас в результате
(Ил. № 28).
Без детального сравнения вид-
но, что оба портрета изображают
одно и то же лицо. Совпадают даже
украшения в волосах. Таким об-
разом, в данном случае, с большой
доли вероятности можно предпо-
лагать, что на портрете из собрания
П. И. Щукина, ныне хранящегося
в Государственном историческом
музее в Москве, изображена Мария
Меншикова. Для большей нагляд-
ности приведем совмещенное изо-
бражение
(Ил. № 29).
В данном случае высота лица
Марии Александровны на портре-
Ил. № 25. Портрет № 27, подписанный
как Портрет М. А. Меншиковой
из альбома «Русские Портреты»
собрания П. и. Щукина
Ил. № 27. Портрет Марии
Александровны Меншиковой.
1722-1723.
Работа И. Г. Таннауэра
(?). Находится в отделе «Дворец
Меншикова» Государственного
Эрмитажа
Ил. № 26. Портрет № 28 подписанный
как Портрет А. А. Меншиковой
из альбома «Русские Портреты»
собрания П. и. Щукина
те кисти Таннауэра (?) или Веде-
кинда (?) немного меньше, чем на
исследуемом портрете, при оди-
наковых размерах ширины лица.
Немного отличаются положение
глаз, угол наклона спинки носа и
положение губ на лице. Вероятно,
что исследуемый портрет может
быть не очень умелым списком пе-
риода 60-х годов XIX века с копии
с неизвестного ныне оригинала,
выполненной в 70-х годы XVIII
века, что подтверждается данными
Л. Ю. Рудневой из Государствен-
ного Исторического музея о вре-
мени создания картины.
Со вторым портретом, за номе-
ром 28 из альбома П. И. Щукина4,
ныне хранящимся в Государствен-
ном историческом музее в Москве,
не все так однозначно. Сравним из-
вестный портрет Александры Мен-
шиковой, приписываемый кисти
Таннауэра с портретом, хранящимся
в ГИМ. Изображения приводятся к
единому масштабу и проекции, как
* Окончание. Начало в № 5 (51) 2009 г.
* * Автор выражает признательность Л. Ю. Рудневой (ГИМ, Москва) за помощь в работе.
5 5
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 54 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст