Н
еизвестное об известном
Ил. № 31. Портрет Дарьи Михайловны
Меншиковой из отдела «Дворец
Меншикова» Государственного
Эрмитажа.
Неизвестный мастер
(Таннауэр?) начала XVIII века
Ил. № 33. Портрет Д. М. Меншиковой.
Гравюра А. Ф. Зубова. 1726 г
Из книги «Полудержавный
Властелин» Н. И. Павленко.
Оригинал находится
в Берлинских государственных
музеях в кабинете гравюр
камерцалмейстерской конторы, и
номера, в том числе II отделения
Императорского Эрмитажа и Гат-
чинского дворца.
Беглого взгляда на изображения
достаточно, чтобы понять, что лицо
на исследуемом нами портрете за №
28 из альбома П. И. Щукина (Ил.
№ 26)
не похоже на первые три
портрета, которые являются при-
знанными изображениями Дарьи
Михайловны Меншиковой. В то же
время исследуемый портрет имеет
сходство с четвертым портретом
Ил. № 32. Портрет Дарьи Михайловны
Меншиковой из книги «Петр Великий»
Роберта К. Масси.
Неизвестный мастер
начала XVIII века
Ил. № 34. Портрет Дарьи Михайловны
Меншиковой (?) или
Анны Даниловны Девиер (?) из
отдела «Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа.
Неизвестный мастер
начала XVII века
(Ил.
34).
Этот загадочный пор-
трет может являться изображением
как супруги князя, так и его сестры
- Анны Даниловны. Таково мнение
современных искусствоведов11.
Проверим с помощью сопоставле-
ния изображений, так ли это.
Действительно, лицо женщины
на исследуемом портрете имеет
сильное сходство с портретом Дарьи
Михайловны или Анны Даниловны
(правый портрет на иллюстрации
№ 35)
и не похоже на портрет Да-
рьи Михайловны
(портрет слева).
Проверим, действительно ли ис-
следуемый черно-белый портрет
изображает ту же персону, что и
портрет справа на
ил. № 35.
Выполним фотосовмещение
исследуемого портрета с портре-
том Анны Даниловны(?) / Дарьи
Михайловны (?). Все пропорции
сохраняем без изменений, выполняя
масштабирование изображений
по уже известному читателю меж-
зрачковому расстоянию. Вот что
получается в результате:
Из совмещения изображений
видно, что черты лиц на двух пор-
третах совпадают до мелочей. Таким
образом, получается, что правый
портрет действительно изображает
Анну Даниловну? И исследуемый
(черно-белый) портрет также изо-
бражает ее? Сотрудники Эрмита-
жа придерживаются мнения, что
портрет скорее изображает Анну
Даниловну, так как лицо на портрете
не похоже на известные портреты
Дарьи Михайловны.
Так обстоят дела на первый
взгляд. «Второй» взгляд может
дать немного больше. В чем состоят
небольшие отличия изображения
женщины на исследуемом нами
портрете по сравнению с другим
портретом? Подарим этим замеча-
тельным женским портретам наш
«второй» взгляд:
Вполне вероятно, что перед
нами два портрета одной и той же
женщины. В чем же разница? Раз-
личие состоит в том, что любая
женщина предпочла бы не замечать.
Разница скрывается в возрасте пор-
третируемых лиц.
Приглядимся к портрету справа:
мы видим уже сформировавшиеся
гиперфункциональные мимические
складки на лице, выраженную под-
подбородочную складку, подчелюст-
ные складки, складки на шее. Также
иной взгляд, чуть поджатый подбо-
родок - все это говорит о возрасте.
Деликатно и осторожно обозначим
его как «за 30-33». Черно-белое же
изображение принадлежит женщи-
не до 25-27 лет.
Кроме появления описанных
выше складок, чем же еще проявля-
ются возрастные изменения на лице
человека? Изменение черт лица
происходит из-за изменения тонуса,
эластичности кожи, тонуса мими-
ческих мышц лица, ослабления и
провисания связочного аппарата,
изменения размера жировых клеток
5 7
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 56 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст