еизвестное об известном
5 8
Ил. № 35. Сопоставление исследуемых женских портретов
с портретом Д. М. Меншиковой (слева)
складок, появлению выраженных
подчелюстных и шейных складок,
изменению контура подбородка и
щек. Знакомая ситуация. Где-то мы
уже это видели? Видимо, на при-
знанных изображениях Дарьи Ми-
хайловны Меншиковой, не считая
гравюры А. Ф. Зубова, изображение
на которой весьма условно.
Вероятно, что все три рассма-
триваемых нами портрета пред-
ставляют собой изображения Дарьи
Михайловны Меншиковой в разном
возрасте, чем, собственно, и могут
быть обусловлены кажущиеся на
первый взгляд значительными раз-
личия в ее портретах.
Прежде чем приступить к де-
тальному рассмотрению этой ги-
потезы, автор желал бы вернуться
к версии о портрете Анны Дани-
ловны. При начальном сравнении
портретов Александры Алексан-
дровны Меншиковой и портрета
№ 28 из альбома П. И. Щукина
(Ил. № 26)
автор, хотя и увидел
Ил. № 36. Фотосовмещение
исследуемого портрета с портретом
Анны Даниловны Девиер (?) или
Дарьи Михайловны Меншиковой
(?) из отдела «Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа
(«накопления жировой ткани»)
и возникновения отечности всего
лица или отдельных зон на лице.
Направления (векторы) возрастных
изменений на лице человека показа-
ны на схеме
(Ил. № 38).
Как видно из схемы, возрастные
изменения приводят к нависанию
бровей, образованию «мешков»
под глазами, резкому очерчиванию
носогубных и подбородочнощечных
Ил. № 37. Сопоставление исследуемого портрета с портретом
Анны Даниловны Девиер (?) или Дарьи Михайловны Меншиковой (?)
из отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 57 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст