уша Петербурга
6
ной жизни, как материальная ее
форма. Дома и окна были и остаются
своеобразным средством социаль-
ной коммуникации людей. Комму-
никативные отношения являются
важнейшей составляющей диало-
говой модели города. Они состав-
ляют основу гармоничного функ-
ционирования и развития города и
его модели. Но коммуникативные
отношения в городе разрознены,
разъединены по различным частям,
почувствовать их, собрать, сблизить,
сфокусировать - значит, по мнению
Анциферова, целокупно отобразить
в городской модели многообразное
единство коммуникативных сил.
Так, в ходе литературно-градо-
ведческого исследования, у Анци-
ферова формируются некоторые
новеллы закона коммуникации
горожан в городе: «все - врозь».
Перед современными иссле-
дователями коммуникационных
отношений в большом городе стоит
задача найти ответ на вопрос: горо-
жане в городе в коммуникационном
отношении находятся сегодня «вме-
сте» или «врозь»?
Город как бы сам говорит умею-
щему видеть и слышать: «Идеи
летают в воздухе, но непременно
по законам», распознать эти законы
движения - наша задача.
О законах человеческих отно-
шений в большом городе писал и
говорил один из учителей Анцифе-
рова - И. В. Гревс. В предисловии
к репринтному воспроизведению
издания книги Анциферова «Душа
Петербурга» Гревс отмечал, что метод
Анциферова в исследовании города
состоял в целостном, системном
подходе к изучению и изложению
фактов и явлений городской жизни,
он не отделял архитектуру от исто-
рии, от людей, населяющих город,
от его литературных, живописных,
музыкальных, бытовых традиций.
Отражение городских ландшафтов
как частей единого целого определяло
гармоничный облик города.
Рассматривая текст культуро-
логического содержания как модель
краеведческой, коммуникативно-
познавательной деятельности, обра-
тим внимание, прежде всего, на такую
компоненту значимости, ценности,
информативности текста, как мера
адекватности его восприятия чита-
телем, мера соответствия понимания
читателем основной идеи, которую
автор намеревался передать.
Как отмечал Анциферов, фран-
цузский скульптор Этьен Фальконе
при работе над скульптурой памят-
ника Петру I на Сенатской площади
вдохновлялся русской историей,
борцовским характером Импера-
тора и вложил в его образ, в скуль-
птурный «текст» высокую идею:
«Природа и люди воздвигли перед
Петром самые трудные препятствия,
но их он поборол своим могучим
гением и упорством». Акцентируя
внимание на содержании этой идеи,
идеи борца, преодолевшего все при-
родные и человеческие препятствия,
зададимся вопросом: адекватно ли
воспринимается образ Медного
всадника, который стал одним из
символов города? К сожалению,
мы вынуждены констатировать, что
услышим не всегда положительный
ответ на этот вопрос.
Публицист и философ В. Г. Бе-
линский называл этого «исполина»
«исторической святыней русского
народа». Кое-кто из поэтов называл
Медного всадника мрачным и бес-
смысленным, скачущим наугад.
Мчащийся в будущее всадник
и реалии его противоборства: скала
и змея - это одно, единое движение
жизни, познать которую в урбани-
зированном пространстве призваны
образование и наука, в том числе
краеведение.
Анализируя пушкинскую поэму
«Медный всадник», Анциферов
видел в образе Евгения - человека
из петербургской толпы, как соби-
рательный облик гуманистической
памяти.
«Я считаю память, - отмечал
Анциферов, - самою благородною
силою человека. Вспоминать и об-
лагораживать это, в моей душе, по
крайней мере, единый и недели-
мый акт.
..память есть в нас та сила,
при помощи которой мы собираем
наши разрозненные переживания в
целостный облик жизни»6.
Истинный гражданин города
всегда обращен к памяти как сред-
ству познания. Посещение мест
исторических событий всегда было
и остается культурной потребно-
стью человека.
«Для того чтобы историческая
наука, - отмечал Анциферов, - вы-
полнила этот запрос человеческого
духа, она должна стать биографией
рода человеческого не как меха-
нической суммы индивидов, а как
одухотворенного организма, разви-
вающегося по заложенному внутри
его закону»7.
Обратимся к другому примеру.
В письме к Г. А. Штерну 22 апреля
1953 года Анциферов писал: «Два
раза был в Эрмитаже. Этот раз мало
ходил по всем трем этажам. Но
знаешь, то, что я видел в окнах - не
уступало по красоте тому, что было
на стенах. День был по-весеннему
солнечным. Нева поднялась в сво-
их берегах. Изредка проплывали в
лазури белые льдины и над ними
кружили белые чайки».
Эти слова наиболее полно пере-
дают всю тонкость, хрупкость и в
то же время содержательную силу
образных отношений объекта и его
модели: города и его отображения
в искусстве.
Разные писатели, по точному
замечанию Анциферова, по-разному
относились к такому урбанистиче-
скому объекту, как Петербург: одни
«создавали случайные образы»;
другие, «ощущая связь с ним, соз-
давали сложный и цельный образ»;
третьи «вносили сюда свои идеи и
стремились осмыслить Петербург
в связи с общей системой своего
миросозерцания»; четвертые, «со-
вмещая все это, творили из Петер-
бурга целый мир, живущий своей
самодовлеющей жизнью»8.
И этим, четвертым, являлся
Анциферов. Именно он, определяя
«душу города», раскрыл нам смысл
города, сформировал его образ;
выработал городские ценности;
спрограммировал направление
деятельности города и горожан;
определил нормы поведения. Имен-
но он предложил рассматривать
город как единство: сил природы;
быта населения; его роста и харак-
тера его архитектурного пейзажа;
его участия в общей жизни страны;
духовного бытия его граждан9.
Он разделял мнение о том, что
Петербург - это дитя великого на-
рода, стремящегося к возрождению.
Он понимал, что в эпоху индустри-
ального развития город становится
ареной социальной и политической
борьбы. Поэтому город как объект
исследования представлялся для
Анциферова не только как предмет
историко-литературного описа-
ния, но и как материал социально-
экономической, политической про-
блематики, именно так - комплек-
сно - видел он задачу градоведения в
гармоничном постижении города.
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 5 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст