Н
еизвестное об известном
Ил. № 47 Фотосопоставление формы ушной раковины на исследуемом
портрете (Анны Даниловны (?)) (1) с изображениями ушной раковины
на портрете Неизвестной из собрания ГИМ (2) и портрете
Дарьи Меншиковой (3) кисти Таннауэра (?) из отдела «Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа
тов. При исполнении гравирован-
ных портретов часто нарушается
расположение отдельных частей
лица. Причем, почему-то, чаще всего
именно положение рта портретируе-
мого лица.
Рассмотрим основные аргумен-
ты, которые используют искусство-
веды17 для доказательства того, что
рассматриваемый нами портрет не
может быть портретом Дарьи Ми-
хайловны. Таких аргументов при-
водится несколько: утверждается,
что Дарья Михайловна не могла
позировать без княжеской мантии;
что светлые волосы на потрете не со-
гласуются с темным цветом волос на
поздних портретах; что цвет глаз у
Дарьи Михайловны был «черный»,
а не «светлый» как на представлен-
ном портрете; что форма ушей на
портретах отличается, и что Дарья
Михайловна не носила украшений
в ушах (а на исследуемом нами пор-
трете в ухе якобы видна серьга).
Что касается княжеской мантии
и цвета волос, вероятно, всем понят-
но, что оба эти признака являются
величиной переменной - в мантию
можно облачиться, а можно не обла-
чаться, а волосы можно присыпать
пудрой или обесцветить, или вообще
надеть парик. Рассмотрим постоян-
ные признаки, к которым мы долж-
ны отнестись со всей серьезностью:
цвет глаз и форму ушей в XVIII веке
менять еще не умели. Факт ношения
ушных украшений мы также рассмо-
трим отдельно, так как он представ-
ляет отдельный интерес, хотя и этот
фактор является переменным, как
и цвет волос, который легко можно
изменить. Атрибуция же портрета
Анне Даниловне - сестре Менши-
кова, строится главным образом
на субъективном восприятии овала
лица, который похож на овал лица
Александра Даниловича. Хотя, как
мы рассмотрели выше, пропорции
строения лица у сравниваемых нами
портретов совпадают, с небольшими
различиями в высоте подбородка
(что объясняется возрастной ин-
волюцией).
Сравним с помощью сопостав-
ления и совмещения изображений
форму ушей у исследуемых пер-
сонажей портретов и цвет их глаз
(Ил. № 47).
Рассмотрим детально строение
ушных раковин женщин, изобра-
женных на трех портретах: Ил.
№ 47-1 - Д. М. Меншиковой(?) /
А. Д. Девиер (?), Ил. № 47-2 - пор-
трет Неизвестной из собрания ГИМ,
и Ил № 47-3 - Д. М. Меншиковой из
собрания дворца-музея Меншикова.
Сразу же встает вопрос о том, какие
именно серьги (ушные украшения)
на портрете
(Ил.
47-1)
имелись в
виду? Автор исследования18 опреде-
ленно писала о портрете № 47-1, на-
ходящимся в Дворце Меншикова, а
не о портрете № 47-2, который нахо-
дится в хранилище Государственно-
го Исторического музея в Москве и
действительно изображает крупные
серьги в виде цветка из драгоценных
камней. На исследуемом же портре-
те из отдела «Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа
(Ил.
47-1)
изображения серег в ушах
портретируемой дамы нет, что дела-
ет несостоятельным еще один тезис
в пользу атрибуции портрета Анне
Даниловне. Однако, действительно,
если сравнивать мочки ушей на
портретах № 47-1 и №47-2, то мож-
но заметить, что мочка на портрете
№ 47-1 гораздо крупнее и похожа
на некий шарик, который издалека
можно принять за ушное украшение.
В чем же дело? Почему до опреде-
ленного периода Дарья Михайловна
носила серьги
(Ил.
47-2),
а за-
тем перестала, и на всех поздних
портретах изображена без серег в
ушах? Вероятно, ответ можно найти
на фрагменте портрета № 47-1. По
мнению автора, сильно увеличен-
ная (отечная) мочка уха, говорит
о воспалении, которое достоверно
запечатлел художник. Вспомним,
что исходя из изложенных выше
предположений, на портрете № 47-1
изображена Дарья Михайловна во
время беременности. Женщинам
хорошо известно, что при опреде-
ленных особенностях протекания
беременности (токсикоз) даже
ношение качественных золотых
украшений в ушах может вызвать
отек и воспаление мочки уха. Не
подобное ли состояние мы видим
достоверно зафиксированным на
портрете? Возможно, именно вос-
палительный процесс в мочке уха
вызвал у Дарьи Михайловны стой-
кое предубеждение к ношению серег
из-за опасения повторного возник-
новения заболевания. Возможно,
что воспалительный процесс привел
к некоторым рубцовым изменениям
в ухе, потому что на позднем портре-
те Дарьи Меншиковой
(Ил. № 4 7-3)
мы видим отчетливые следы правки
контура ушной раковины кистью
поверх прежнего письма. Без сомне-
ния, более интересные результаты
можно было бы получить, проведя
рентгенографическое исследование
6 3
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 62 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст