еизвестное об известном
6 4
Ил. № 48. Фрагмент портрета
Д. М. Меншиковой
изображений ушных раковин на
обоих портретах. Кстати, разница
может быть обусловлена и тем, что
мы сравниваем разные уши (правое
с левым - картины приведены к
единому ракурсу путем зеркального
отображения). Не факт, что воспале-
ние было на обоих ушах сразу.
Что же касается формы ушей,
то и на портрете 47-1 и на портрете
47-3 мы видим приращенную мочку
уха. Только на портрете 47-1 она
объемнее, вероятно, из-за отека, о
чем мы говорили выше. Размеры же
уха при приведении изображений
к единому масштабу по межзрач-
ковому расстоянию практически
совпадают. Сравнение рельефа вну-
тренней части ушной раковины не-
много затруднительно из-за разной
детализации вследствие различной
освещенности ушной раковины и
сокрытия ее части волосами на пор-
трете 47-1. Однако, углы наклона и
размеры межкозелковой вырезки,
размеры козелка и противокозелка
в видимых частях ушных раковин
на портретах 47-1 и 47-3 совпадают.
В чем можно убедиться, взглянув
на результаты взаимного совме-
щения правых и левых половинок
видимых частей ушных раковин
с исследуемых портретов (см.
Ил.
№ 49
и
№ 50).
Никаких изменений
в углах наклона не производилось.
Изображения были приведены в
единый ракурс путем зеркального
отображения и масштабированы по
межзрачковому расстоянию.
Теперь обратимся к цвету
глаз. Ни иллюстрации ниже слева
(№ 51-1) фрагмент рассматри-
ваемого нами портрета (Меншико-
ва(?)/Девиер (?)). В правой половине
(№ 51-2) фрагмент портрета Д. М. Мен-
шиковой кисти Таннауэра (?).
Ил. № 49. Фрагменты исследуемых
портретов. Совмещение
изображений ушных раковин
(слева - портрет Девиер (?)/
Меншиковой (?), справа -
портрет Меншиковой)
Ил. № 51. Фотосопоставление
радужной оболочки глаз на
исследуемом портрете (1)
с изображением на портрете
Д. М. Меншиковой (2) кисти
Таннауэра (?) из отдела
«Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа
В данной журнальной публи-
кации, к сожалению, нет возмож-
ности воспроизвести цвет глаз.
Однако каждый желающий может
посетить дворец-музей А. Д. Мен-
шикова и лично убедиться в том,
что цвет глаз на портретах, на-
ходящихся в настоящее время в
Предспальне князя, определяется
как «серо-зеленоватый» или как
«серо-голубоватый». Возможная
небольшая разница в тональности
(радужная оболочка на более позд-
Ил. № 50. Фрагменты исследуемых
портретов. Совмещение
изображений ушных раковин
(слева - (?),
портрет Меншиковой, справа -
портрет Девиер (?)/Меншиковой (?)
нем
(Ил.
51-2)
- признанном
портрете Д. М. Меншиковой более
светлая) может быть объяснена
одним из следующих
факторов
(или их сочетанием): возрастные
изменения - с возрастом радужная
оболочка
истончается, и интен-
сивность окраски ее уменьшается
(иными словами, глаза с возрастом
светлеют); использование красок с
различной стойкостью на разных
картинах (либо сочетанием обоих
факторов). Но, так или иначе, на
обоих портретах представлены изо-
бражения женщин со светлыми, а не
с «черными» (вероятно, имелись в
виду карие) глазами. И этот факт
говорит о том, что не всегда следует
доверять субъективному мнению со-
временников исследуемой персоны.
Это мнение может быть ошибочным,
даже если оно написано на бумаге и
сохранилось, пройдя через века.
Таким образом, степень типаж-
ного сходства и совпадение подавля-
ющего большинства анатомических
ориентиров при процессе фотосов-
мещения и сопоставления иссле-
дуемых портретов и их фрагментов
(в том числе и с гравированным
портретом работы А. Ф. Зубова),
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 63 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст