неполная состоятельность аргумен-
тов в пользу атрибуции портрета А.
Д. Девиер, основанных на утвержде-
ниях о наличии ушных украшений,
разной форме ушей и разнице в
цвете глаз, позволяет утверждать с
большой степенью вероятности, что
на исследуемом портрете все-таки
изображена Дарья Михайловна
еизвестное об известном
Меншикова. Как следствие из это-
го утверждения вытекает, что и на
исследуемом портрете из бывшего
собрания П. И. Щукина также изо-
бражена Д. М. Меншикова, а ори-
гинал ее портрета, с которого была
снята рассматриваемая нами копия,
выполнен ранее 1712 года, когда ей
было меньше 30 лет.
Из полученных нами результатов
следует, что при атрибуции и сравне-
нии портретов необходимо помнить о
типичных возрастных изменениях в
организме человека, которые затруд-
няют анализ портретных изображе-
ний. Игнорирование возрастных из-
менений может привести к ошибкам в
атрибуции портретных изображений.
ВЫВОДЫ:
Итоги исследования мужских
портретов из фондов Государствен-
ного Исторического музея, Госу-
дарственного Эрмитажа и Нацио-
нальной Публичной библиотеки.
1. Мужской портрет, описанный
в фельетоне В. Г. Перова в «Ху-
дожественном журнале» в Марте
1881 года19 не является портретом
А. Д. Меншикова в ссылке в Березо-
ве. Внешность старика, изображен-
ного на исследуемом портрете имеет
высокую степень типажной схожести
с изображениями Томаса Парра, пор-
треты которого писали Питер Пауль
Рубенс и Антон Ван Дейк.
2. Карл Иванович Фрок, обо-
значенный как автор копии ис-
следуемого портрета Меншикова
в Березове, с большой степенью
вероятности является фиктивным
лицом или псевдонимом истинного
автора списка.
3. Согласно документам, по-
лученным из Музея Нельсона-
Аткинса из США, и высокой степе-
ни визуального сходства портретов,
известных как «Старина Парр»
(«Old Parr») кисти П. П. Рубенса
и портрета «Голова Старика» из
Государственного Эрмитажа, с не-
которой долей вероятности можно
предположить, что второй портрет
может также принадлежать кисти
П. П. Рубенса.
4. Мужской портрет, указанный
в альбоме коллекции П. И. Щукина
за № 7 и подписанный как портрет
А. Д. Меншикова, ныне находящий-
ся в Государственном историческом
музее, с большой степенью вероят-
ности изображает Александра Да-
ниловича на пути в ссылку в Гнилой
Березов. Вероятнее всего, портрет
был выполнен на «скорую руку» в
Тобольске по указанию тобольского
генерал-губернатора 15-16 июля
1728 года.
5. Малоизвестный гравирован-
ный портрет А. Д. Меншикова из
фондов Национальной Публичной
библиотеки изображает Александра
Даниловича Меншикова в период до
1703 года и с большой долей вероят-
ности является первым известным
его изображением.
Итоги исследования женских
портретов из фондов Государ-
ственного Исторического музея
и отдела «Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа:
1.
Оба женских портрета, экс-
понируемых в Предспальне Дворца
Меншикова в Санкт-Петербурге
(отдел «Дворец Меншикова» Госу-
дарственного Эрмитажа), с большой
степенью вероятности изображают
одного и того же человека - Дарью
Михайловну Меншикову, лишь с
разницей в возрасте в 10-15 лет.
2. Портрет Неизвестной, ука-
занный в альбоме коллекции
П. И. Щукина за № 28 и подписан-
ный как портрет А. А. Меншиковой
(Александры Александровны),
ныне находящийся в Государствен-
ном историческом музее, вероятно,
изображает Дарью Михайловну
Меншикову, портретируемую в воз-
расте до 30 лет.
3. Женский портрет, указанный
в альбоме коллекции П. И. Щуки-
на за № 27, ныне находящийся на
хранении в Государственном исто-
рическом музее в Москве, является
портретом Марии Александровны
Меншиковой.
1
«Русские Портреты» собрания П. И. Щукина в Москве, выпуск 3-й. М., 1902.
2
Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г. В. Дворец Меншикова. М.: Советский
художник,1986. С. 191.
3 Алексушина Т. Новое о старинных портретах / / Наше наследие. 1991. № 20.
4 «Русские Портреты» собрания П. И. Щукина в Москве, выпуск 3-й. М., 1902.
5 Масси Р. К. Петр Великий / / Личность и эпоха. СПб.: Вита Нова, 2003. С. 578.
6 Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г. В. Дворец Меншикова. С. 191;
Павленко Н. И. Полудержавный властелин. М.: Изд-тво политической литературы, 1991
(цветная вклейка).
7 Калязина Н. В. К истории русского портретного искусства первой трети 18 в.: (женские
портреты семьи кн. А. Д. Меншикова) / / Памятники культуры. Новые открытия: письмен-
ность, искусство, археология: ежегодник, 1994 / РАН, Науч. совет по истории мировой
культуры. М.: Наука, 1996. С. 233-240; Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г. В.
Дворец Меншикова. С. 191.
8 Сборник биографий кавалергардов 1724-1762. Кн. 1. СПб., 1901. С. 91.
9 Павленко Н. И. Полудержавный властелин (цветная вклейка).
10 Калязина Н. В. К истории русского портретного искусства первой трети 18 в. .
..
С. 233-240.
11 Там же. С. 191.
12 Асанов А. Ю., Бочков Н. П., Жученко Н. А. Медицинская генетика. Учебник. М.:
Геотар-Медиа, 2008.
13 Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г. В. Дворец Меншикова. С. 191.
14 Труды и Дни Александра Даниловича Меншикова / Публ. С. Р. Долговой и
Т. А. Лаптевой / / Российский Фонд культуры. РГДА. Российский архив. М., 2004. С. 341.
15 Там же. С. 344.
16 Калязина Н. В., Дорофеева Л. П., Михайлов Г. В. Дворец Меншикова. С. 191.
17 Калязина Н. В. К истории русского портретного искусства первой трети 18 в. .
..
С. 233-240.
18 Там же.
19 Перов В. Г. Нечто вроде легенды о портрете князя Александра Даниловича Мень-
шикова / / Художественный журнал. СПб.: Март, 1881. С. 184-188.
6 5
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 64 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст