Л
утешествие по городу
ровался и перестраивался. В 1735
году при перестройке его выкрасили
в зеленый цвет, о чем говорилось
выше, и нарекли Зеленым.
В 1770-х годах на Невском
проспекте был построен дом управ-
ления петербургского генерал-
полицмейстера Н. И. Чичерина, и
мост стал называться Полицейским.
А в конце XVIII века его заменил
трехпролетный на каменных опорах
с деревянными пролетными строе-
ниями2 балочной системы3.
В таком виде он простоял до
1806 года, когда по проекту архи-
тектора и инженера В. И. Гесте и
при помощи консультанта Ф. П. Де-
воланта здесь был построен первый
чугунный мост. Конструкция его
сохранилась до наших дней, изме-
нился лишь его внешний облик. Он
перекрыл пролет пологим сводом4,
собранным из пустых чугунных
блоков. В качестве идеи использо-
валось предложение конструкции
моста Р. Фултона, опубликованное
в Лондоне в 1796 году. В стенках
блоков были проделаны отверстия
для соединяющих болтов. Осно-
вание опор - свайные ростверки5.
Тротуары выложили гранитными
плитами на одном уровне с проез-
жей частью и разделили металличе-
скими прутьями между гранитными
парапетными камнями6. Надмост-
ные сооружения выполнили в виде
литых перильных ограждений и
гранитных обелисков7, увенчанных
золочеными шарами.
Прочность чугуна позволила
сделать арку моста гораздо тоньше
и изящнее, чем у тяжеловесных гра-
нитных мостов, что придает самому
мосту легкость, почти невесомость.
Проект моста был настолько
удачен, что был утвержден как
типовой проект для мостов через
Мойку.
В 1842 году, в связи с возрас-
тающим движением на Невском
проспекте, по проекту инженера
А. Д. Гетмана мост расширили путем
устройства тротуаров на консолях8.
При этом установили глухие гранит-
ные парапеты, а гранитные обелиски
заменили более легкими чугунными
фонарными столбами. В 1844 году
на мосту была уложена первая в
России мостовая из асфальтовых
кубиков. Как писала газета «Север-
ная пчела»: «Асфальт, вылитый в
кубическую форму, выдерживает
самую жестокую пробу, потому что
едва ли где бывает более езды, как
по Полицейскому мосту».
В связи с постройкой городских
железных дорог в 1904-1907 годах
мост еще расширили, добавив с
обеих сторон по пять рядов короб-
чатых арок9 с соответствующим
расширением опор. Авторами про-
екта перестройки стали инжене-
ры В. А. Берс, А. Л. Становой и
А. П. Пшеницкий. Новое архитек-
турное оформление выполнено по
проекту архитектора Л. А. Ильина.
Фасадные арки моста были украше-
ны орнаментами, а фонарные столбы
заменены железными канделябра-
ми10 с позолотой, с шестигранными
стеклянными фонарями. А в день
«Кровавого воскресенья», 9 января
1905 года, у перестраиваемого моста
были построены войска, которые
расстреливали петербуржцев, на-
правлявшихся к Зимнему дворцу.
Мост обладает высокими архи-
тектурными качествами - легко-
стью пролетного строения, поло-
гостью свода и художественностью
декора.
Около этого моста в далеком
прошлом находилась одна из пер-
вых электростанций Петербурга.
В октябре 1883 года на деревянной
барже, пришвартованной к левой
набережной Мойки в 30 метрах
ниже Полицейского моста, начался
монтаж электростанции, которая
предназначалась для освещения
Невского проспекта.
В 1938 году для предохранения
от электрохимической коррозии
блуждающими токами свод под
трамвайными путями (трамвайное
движение по Невскому осуществля-
лось до 1949-1950 годов) был изо-
лирован двумя слоями рубероида
между рядами цементной смазки
по 30 мм, а вся проезжая часть и
тротуары покрыты асфальтом. В
1951 году при ремонте моста вос-
становили утраченные к этому
времени шестигранные фонари. В
1961 и 1967 годах была произведена
реставрация мостовых канделябров
и фонарей.
Зеленый мост - единственное
место на Невском проспекте, отку-
да виден шпиль Петропавловского
собора.
Так, в советское время, начиная
с 1918 и заканчивая 1998 годом, мост
официально именовался Народным,
тем не менее это название не при-
жилось, и вместе с возвращением в
нашу страну капитализма вернулись
и исторические названия строений,
в числе которых было и Зеленое
наименование первого чугунного
моста через Мойку.
Далее путь держим к Красному
мосту. Он расположен на пересече-
нии реки Мойки с Гороховой улицей.
По нему проходит граница между
Адмиралтейским и Центральным
районами Санкт-Петербурга. Об-
щая длина моста достигает 42 м, а
ширина - 16,8 м. Изначально он был
6 7
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 66 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст