П
утешествие по городу
6 8
окрашен в белый цвет и именовался,
соответственно, Белым, а с 1808 года
получил свое прежнее имя.
Первый деревянный мост на
этом месте был зафиксирован на
плане Петербурга 1717 года. В
1737-м его перестроили. Это был
деревянный мост со средним разво-
дным пролетом, имевшим в пролет-
ном строении узкую щель размером
около 70 см для пропуска мачтовых
судов. Она закрывалась съемными
щитами. Авторство конструкции
принадлежало Герману Ван Болесу.
Но она не получила широкого рас-
пространения.
В конце XVШ века мост был
перестроен и стал трехпролетным
постоянным.
В начале XIX века в одном из
домов у Красного моста регуляр-
но проводились общественные
балы, весьма популярные у петер-
бургской публики. Газета «Санкт-
Петербургские ведомости» от 22
февраля 1803 года писала: «Пьер
Гюге и Гатовский честь имеют из-
вестить почтенную публику, что они
каждый четверг и субботу, доколе
публичные увеселения будут по-
зволительны, давать будут в доме
г-на надворного советника Кусов-
никова, в коем напред сего было
музыкальное собрание, состоящем у
Красного моста, публичные балы. За
вход в оные платит каждой кавалер
1 р. 50 к. и имеет право привести с
собою столько дам, сколько за благо
рассудит».
В 1814 году по проекту инже-
нера В. И. Гесте мост был заменен
однопролетным, чугунным, ароч-
ным. Пролетное строение его со-
стояло из чугунных коробок по типу
Народного.
В период с 1924 по 1950 год
наблюдалась прогрессирующая
деформация опор моста и его про-
летного строения, в результате чего
раскрывались швы в стыках коро-
бок, разрывались соединяющие их
болты, в вертикальных ребрах ко-
робок и их днищах появились около
сорока глубоких трещин. Специ-
альной комиссией, обследовавшей
мост, состояние его было признано
аварийным.
Инженер В. В. Блажевич раз-
работал проект, по которому в
1953-1954 годах мост реконструи-
ровали. Новые сварные арки сме-
нили старый чугунный свод. Внеш-
ний вид сохранили. Восстановили
гранитные обелиски с бронзовыми
позолоченными шарами и четырех-
гранными фонарями на металли-
ческих кронштейнах11. Сохранены
старинные перила, ограждающие
тротуары от проезжей части. Фаса-
ды, сохранив традицию, выкрасили в
красный цвет. В качестве перильных
ограждений служит литая чугунная
решетка, однотипная с решеткой
набережной реки Мойки.
Отсюда по Гороховой в сторону
центра прямой выход к Адмирал-
тейству и Александровскому саду.
В обратном направлении через Ка-
менный мост на канале Грибоедова
можно попасть на Садовую улицу
рядом с Сенной площадью.
Красный мост имеет статус
историко-архитектурного памят-
ника федерального значения. Это
единственный из четырех мостов
Мойки сохранившийся до наших
дней в первоначальном своем виде.
Его внешний вид, что немаловажно
для истории города, не был изменен.
Там, где Мойка выходит к
Исаакиевской площади, и нахо-
дится следующий мост, с которого
открывается панорама площади с
величавым силуэтом Исаакиев-
ского собора, а в перспективе пр.
Майорова видна башня Адмирал-
тейства. Это Синий мост.
Вряд ли кто-нибудь из петер-
буржцев или гостей северной сто-
лицы не был на этом мосту, но при
этом большинство из них, скорее
всего, скажут, что никакого Синего
моста они никогда не видели. На-
блюдательность и знание архитек-
турных памятников города тут ни
при чем - Синий мост действительно
можно «не заметить», даже находясь
прямо на нем. Этот «мост-невидимка»
построен так, что фактически является
частью Исаакиевской площади, и
именно с него удобнее всего лю-
боваться возвышающимися на-
против Исаакиевским собором и
памятником Николаю I, но те, кто
смотрит на них оттуда, часто даже
не подозревают, что находятся
на мосту. Его длина составляет
35 м, а ширина - 97,3 м. Это самый
широкий мост в городе.
Даже в некоторых официальных
справочниках и учебниках по исто-
рии Санкт-Петербурга указывается,
что ширина Синего моста состав-
ляет 99,9 м, хотя на самом деле она
равна 97,3 м. Этот миф возник прак-
тически сразу после реконструкции
моста в 1842 году. Видимо, кому-то
из жителей Санкт-Петербурга
новые размеры моста показались
очень символичными, и он решил
еще немного их «увеличить», пустив
слух, что до стометровой ширины
Синему мосту не хватает ровно
десяти сантиметров.
На месте нынешнего моста с
1737 года существовал деревянный
подъемный мост, построенный по
проекту инженера Германа Ван Бо-
леса. В период сооружения гранит-
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 67 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст