Л
утешествие по городу
ных стенок набережной реки Мойки
(1797-1810 гг.) здесь построили
деревянный трехпролетный мост на
деревянных опорах.
В 1818 году мост заменили
постоянным, однопролетным с
чугунным коробчатым арочным
пролетным строением и каменными
облицованными гранитом опорами
по проекту инженеров В. Е. Гесте и
П. П. Базена. Ширину увеличили с
32 до 41 метра.
В 1843 году, в связи с построй-
кой Мариинского дворца, мост
расширили по проекту инжене-
ров Е. А. Адама, А. Д. Гетмана и
И. С. Завалишина в сторону Крас-
ного моста, пристроив новые арки.
Общая ширина его увеличилась до
современных размеров.
Гранитные обелиски заменили
чугунными фонарями, копирующи-
ми светильники на мосту Алексан-
дра III в Париже. Мост стал частью
Исаакиевской площади. С тех пор
его облик не менялся, несмотря
на ремонтные работы, проводив-
шиеся на мосту в первой половине
XX века.
При периодических обследо-
ваниях моста, начиная с 1925 года,
были обнаружены сквозные трещи-
ны в коробках свода в низовой его
части, разрывы болтов и просадка
свода до 20 см. Устои12 оказались в
удовлетворительном состоянии. В
1929-1930 годах пролетное строе-
ние низовой части моста по проекту
инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Че-
ботарева заменили железобетонным
сводом, сохранив старые опоры.
Перильные ограждения установили
старые.
В 1971 году на правом берегу
Мойки у Синего моста по проекту
инженера П. С. Панфилова и архи-
тектора В. А. Петрова установили
Водомерный столб в виде четырех-
гранного обелиска, увенчанного
трезубцем Нептуна и врезанного
в гранитную облицовку набереж-
ной. Нижняя часть Водомерного
столба уходит в воду. По отмет-
кам на его гранях виден уровень
воды в данный момент. Здесь же
можно увидеть уровни подъема
воды во время крупнейших наво-
днений - 1824, 1903, 1924, 1955 и
1967 годы.
Простой по архитектурному
решению, с чугунными перилами,
повторяющими рисунок решетки
набережной, Синий мост органиче-
ски входит в ансамбль гранитных
набережных Мойки.
Неудивительно, что на мосту
редко бывает один свободный от
туристов и таксистов сантиметр,
ведь это самый оживленный участок
самого главного проспекта города
и его исторической части. Рядом с
Синим мостом расположены такие
произведения искусства, как Ма-
риинский дворец, Исаакиевская
площадь с памятником Николаю I,
Исаакиевский собор.
Остался последний «радуж-
ный» мост - Певческий, иначе
Желтый. Он является продолже-
нием Дворцовой площади. Его про-
тяженность в длину достигает 24 м,
а в ширину - 72 м.
Здесь в 1834 году был построен
деревянный мост по проекту архи-
тектора О. Монферрана. Он предна-
значался для прохода на Дворцовую
площадь войск, участвовавших
в церемонии открытия Алексан-
дровской колонны. Мост назвали
Желтым по цвету окраски.
Название «Певческий» произо-
шло из-за того, что мост упирается в
ворота Певческой капеллы - центра
музыкальной культуры Петербурга.
Певческая капелла является старин-
ным музыкальным учреждением.
Начало ее восходит к мужскому
хору московских певчих дьяков,
основанному еще в 1479 году. В 1703
году этот хор, преобразованный к
тому времени в придворный, был
переведен в Петербург, а с 1763 года
стал именоваться Придворной пев-
ческой капеллой. Она расположена
в доме № 20 по левому берегу Мой-
ки, прекрасно вписана в панораму
широкого проезда от Дворцовой
площади на Певческий мост. Не-
высокие корпуса капеллы форми-
руют парадный двор, раскрытый к
набережной и отделенный от нее
ажурной решеткой на гранитном
цоколе.
Ходят легенды, что место для
Певческого моста было выбрано
лично Николаем I. Известно, что
на набережной реки Мойки, в доме
№ 24, проживал граф Юрий Алек-
сандрович Головкин, состоящий в
родстве с императорской семьей.
Однажды, когда граф был пригла-
шен в Зимний дворец на царский
обед, он так спешил, что умудрил-
ся оступиться, садясь в лодку, и
упасть в воду. Это обстоятельство
заставило Головкина вернуться до-
мой, после чего к нему, не дождав-
шись, пожаловал сам император.
На следующий день после инци-
дента Николай I с супругой вновь
навестили своего родственника.
Во время этого визита государь и
предложил выстроить здесь мост,
желая предотвратить повторение
подобных случаев.
Ныне существующий мост соо-
ружен в 1840 году по проекту инже-
нера Е. А. Адама взамен деревянного
моста. Газета «Северная пчела» за
27 июля 1839 года писала: «В про-
шедшую субботу 22 июля проис-
ходила закладка Певческого моста
на Мойке, у Дворцовой площади,
между зданиями Гвардейского
Штаба и Министерства Иностран-
ных Дел. Мост сей.
.. послужит
довершением великолепной Двор-
цовой площади. Он воздвигается
из чугуна, на гранитных устоях
и будет один из самых красивых
в столице. Сооружение его.
.. воз-
ложено на Генерал-Майора Адама.
Отливка чугунных частей и укра-
шений производится на казенном
Александровском заводе».
Мост - однопролетный, ароч-
ный. Пролетное строение состоит из
чугунных кессонов13, скрепленных
между собой болтами. Устои моста
каменные, облицованные гранитом,
возведены на свайных ростверках. В
качестве перильных ограждений на
мосту установлены литые чугунные
ажурные решетки «поистине ска-
зочной красоты», авторство рисунка
которых не установлено.
Мост был торжественно от-
крыт 24 ноября 1840 года. Первым
по нему проехал в экипаже сам
император. При возведении моста
и в первое время его эксплуатации
строители столкнулись с непред-
виденной сложностью. Дело в том,
что петербуржцы расхищали для
своих хозяйственных нужд болты
и гайки, соединявшие кессоны, не
представляя себе всех последствий
этого воровства. Только в течение
первых восьми месяцев эксплуа-
тации была обнаружена кража 50
болтов и 27 гаек. Сюжет для Рос-
сии весьма известный и блестяще
описанный А. Чеховым в рассказе
«Злоумышленник».
Одновременно с окончанием
строительства моста было оконче-
но и строительство здания Штаба
гвардии, осуществленное по про-
екту архитектора А. П. Брюллова.
6 9
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 68 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст