уша Петербурга
Изучая устойчивые, повторяю-
щиеся взаимосвязи и отношения
элементов объекта в текстах Анци-
ферова, мы можем сформировать
отдельные части модели города,
выделить следующие сферы отно-
шений человека с городской средой:
человек и жилище; человек и учеба;
человек и работа; человек и комму-
никация (транспорт, связь, СМИ);
человек и отдых; человек и эколо-
гия; человек и внешняя среда.
Таким образом, пространствен-
ное моделирование - это образ от-
ношений человека с оседлой местно-
стью. Чем дольше временной период
оседлости, тем глубже, надежнее,
качественнее отношения человека
с его малой родиной.
Среди многообразных функ-
ций культурологии большое зна-
чение в настоящее время приобре-
тает функция исторической преем-
ственности. Многолетняя педаго-
гическая работа Н. П. Анциферова
в краеведческих, исторических,
литературных, экскурсионных
семинарах, а также его научно-
исследовательская деятельность
в историко-искусствоведческих,
археологических экспедициях, му-
зейных, исследовательских учреж-
дениях позволила ему не только
опубликовать множество статей,
брошюр, книг по градоведению,
краеведению, экскурсионистике,
но и создать методические пособия
по преподаванию экскурсионно-
краеведческого, градоведческого
дела, направленного на «целокуп-
ное» познание среды обитания че-
ловека, повышение уровня градо-
ведческого образования будущих
специалистов. Н. П. Анциферов
в 1913 году говорил: «Я чувствую
новую культуру, новую психоло-
гию и тип города в ней - этой куль-
туре - есть новое слово. Но она
много разрушает. Я хочу пронести
свою правду через эту культуру,
не вне ее, не мимо, а через.
..»10.
Спустя сто лет эти же проблемы:
влияние новой, массовой культу-
ры на тип города - решают новые
поколения, прошедшие суровые
испытания временем. Отношения
поколений к месту оседлости, к
своей малой родине, к традициям
и ценностям сегодня находятся на
грани выбора между свободой и
ответственностью за сохранение
и развитие историко-культурной
преемственности.
1
Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 27. Д. 57. Л. 352.
2
ОР РНБ. Ф. 27. Д. 57. Л. 62.
3 ОР РНБ. Ф. 27. Д. 85. Л. 169.
4 Там же. Л. 175.
5 Там же. Д. 57. Л. 212.
6 Там же. Д. 70.
7 Там же.
8 Анциферов Н. П. «Непостижимый город.
..». Л., 1991. С. 47.
9 Там же. С. 48.
10 Анциферов Н. П. Из дум о былом. М., 1992. С. 6.
Г. П. Чудесова
В
ка^шмаксим^мах
Коллекция, о которой идет речь
в данной статье, создавалась много
лет. Она, следствие моей влюблен-
ности в старый Петербург, в инте-
рьере которого прошло мое детство.
Это привело меня к собиранию
открыток по архитектуре города и
созданию на их основе картмакси-
мумов. Картмаксимумы объединяют
в единое целое три объекта, соеди-
ненные общей темой, - почтовую
марку, художественную открытку и
почтовый штемпель. Почтовая марка
наклеивается на иллюстрируемую
сторону открытки и гасится почто-
вым штемпелем, соответствующим
их общей теме.
Возможность сделать картмак-
симум (КМ) определяется наличием
марки. Великолепная и изысканная
архитектура и скульптура Санкт-
Петербурга всегда давали сюжеты
для выпуска марок, как стандарт-
ных, так и специальных. Открытку к
марке - видовую или репродукцию с
картины, как правило, можно подо-
брать. В результате сформировалась
коллекция из 12 разделов:
• Столица петровских реформ
• Стрелка Васильевского острова
• Ожерелье площадей
• Памятники русской славы
• Белые ночи
• Невская першпектива
• Духовная жизнь
• Окрестности Петербурга
• Память о революции
• Ленинград - город-герой
• Зимний Петербург
• Чугунное кружево
Петербург справедливо называ-
ют «музеем под открытым небом».
Исаакиевский собор с золоченым
куполом и знаменитый памятник
Петру Первому - «Медный всадник».
Первый российский музей - Кунстка-
мера и один из крупнейших музеев
мира - Эрмитаж. Неповторимые
ансамбли великого зодчего Карла
Росси: Дворцовой площади, площа-
ди Искусств, Александринского теа-
тра. Эти и многие другие памятники
русской культуры можно увидеть,
переходя от одного экспоната вы-
ставки к другому и мысленно про-
гуливаясь по Петербургу.
Фрагменты коллекции неодно-
кратно представлялись на нацио-
нальных и международных выстав-
ках, и экспонаты были отмечены
7
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 6 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст