узеи Петербурга
Наследие
лимфамфов-
симВолистов
О. Ю . Цуканова
Есть что-то чарующее в старых
книгах, в их пожелтевших от време-
ни страницах, поблекших красках,
особом запахе веленевой бумаги. В
них дышит время, они - громоглас-
ные свидетели эпохи.
В конце сентября в Музее
А. А. Блока открылась выставка,
посвященная издательству «Алко-
ност», созданному в Петрограде в
1918 году Самуилом Алянским.
Не случайно вещая птица с
человеческим лицом, изображав-
шаяся в произведениях русского
народного творчества, дала имя
издательству. Ее взгляд, устрем-
ленный в будущее, и сладостраст-
ные песни о светлой грусти как
нельзя лучше передают тоску по
духовной свободе, свойственную
символистам, объединившимся во-
круг «Алконоста». Среди авторов,
сотрудничавших с издательством,
были А. Блок, А. Белый, В. Иванов,
А. Ремизов, А. Ахматова, Ф. Со-
логуб, В. Ходасевич, К. Чуковский,
М. Шагинян и другие.
За пять лет своего существова-
ние (1918-1923) «Алконост» выпу-
стил 59 книг (все они представлены
на выставке), 21 из которых - произ-
ведения Блока. Поэт до самой смер-
ти был идейным руководителем и
редактором издательства.
Именно «Алконостом» в 1918
году впервые издана поэма Блока
«Двенадцать» с иллюстрациями
Ю. П. Анненкова. Интересна исто-
рия создания этих иллюстраций.
Перед выходом книги все рисунки
были показаны автору поэмы. Блок
в целом одобрил их, но изображения
Катьки и Христа не понравились
поэту. В письме к Анненкову Блок
писал: «Катька - великолепный
рисунок сам по себе, но менее ори-
гинальный и, я думаю, что и наи-
более не Ваш. Это не Катька вовсе.
Катька - здоровая, толстомордая,
страстная, курносая русская девка.
Свежая, простая, добрая, здорово
ругается, проливает слезы над ро-
маном, отчаянно целуется. Всему
этому не противоречит изящество
всей середины вашего большого
рисунка, где два согнутых пальца
руки. Хорошо также, что крестик
выпал (тоже на большом рисунке).
Рот свежий. Масса зубов. Чув-
ственный. На маленьком рисунке
он старый. Толстомордость очень
важна. Здоровая и чистая, даже до
детскости. Папироски лучше не
надо, может быть, она не курит»1.
Благодаря такому подробному опи-
санию, Анненкову удалось создать
образ, близкий блоковским пред-
ставлениям. Второй рисунок вошел
в книгу, а на выставке представлен
и первый, отвергнутый поэтом пор-
трет Катьки.
Образ Христа у художника не
получался. Блок считал, что «он
совсем не такой. Маленький, со-
гнулся, как пес сзади, аккуратно
несет флаг и уходит. Христос с
флагом - это ведь и так и не так.
..
когда флаг бьется под ветром, за
дождем или за снегом и, главное,
77
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 76 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст