Б л
локада Ленинграда
Ю . М . Лебедев
Когда я переводил книгу Хассо
Стахова «Трагедия на Неве» (М.:
Центрполиграф, 2008), то обратил
внимание на следующую фразу:
«Лишь сегодня стали доступными
фотографии из советских архивов,
показывающие нам производство
пирожных и конфет на ленинград-
ских кондитерских фабриках для
партийной элиты в Смольном.
Датированы они декабрем 1941
года, когда ежедневно от голода уже
умирали сотни людей» (с. 7-8).
Признаюсь честно, не поверил
я тогда немецкому писателю. Но в
силу своей военной профессии, как
бывший офицер информационно-
аналитических служб, заинтересо-
вался источником, которым вос-
пользовался Стахов. Им оказалась
немецкая книга «Blockade Leningrad
1941-1944» (Издательство «Ро-
вольт», 1992 г.), где и помещены эти
фотографии. Авторы ссылались на то,
что найденные ими снимки, принад-
лежат Центральному государственно-
му архиву кинематографии и фотодо-
кументов в Санкт-Петербурге.
Раздобыв эту книгу, я посетил
архив, где и показал помещенные
в ней фотографии. Рядом положил
на стол и недавно изданный фото-
альбом «Ленинград в годы Великой
Отечественной войны» (Издатель-
ский полиграфический сервисный
центр, Санкт-Петербург, 2005 год)
с пояснительным текстом доктора
исторических наук Валентина Ко-
вальчука. В нем на странице 78
была представлена как раз одна из
«немецких» фотографий.
Подпись в отечественном фото-
альбоме гласила: «12.12.1941 года
2-я кондитерская фабрика. На-
чальник цеха А. Н. Павлов, мастер-
кондитер С. А. Краснобаев и под-
ручная Е. Ф. Захарова за осмотром
готовых батонов». Ковальчук был
твердо уверен, что речь шла исклю-
чительно о блокадном хлебе.
Немецкий вариант подписи
был аналогичным за исключением
последних слов. Они звучали там,
как «осмотр готовой продукции». То
есть, смысл у этой фразы был более
широкий.
С нетерпением ждал я, когда
принесут оригинал фотографии,
чтобы выяснить, были ли это хлеб-
ные блокадные дольки или какие-то
другие изделии, больше всего по виду
похожие на плитки шоколада?
Когда работники архива по-
ложили данный снимок на стол, то
стало ясно, что речь шла о плитках
шоколада, которые на недостаточно
качественных копиях, действи-
тельно, могли восприниматься,
как дольки блокадного хлеба. Вы-
яснилось, что снимок сделан был
12 декабря 1941 года журналистом
А. Михайловым, известным фото-
корреспондентом ТАСС, который
фотографировал по официальному
заказу, что немаловажно для даль-
нейшего понимания ситуации.
Не исключено, что Михайлов,
действительно, получил такой офи-
циальный заказ с целью успокоить
советских людей, проживающих
на Большой земле. Нужно было
показать советскому народу, что в
Ленинграде положение не такое уж
бедственное. Поэтому взята была
в качестве объекта одна из конди-
терских фабрик, которая, как выяс-
нилось, действительно продолжала
в голодном городе изготавливать
сладкую продукцию для избранных,
по так называемому «литерному
пайку». Им пользовались лица на
уровне членов-корреспондентов
Академии наук, известные писатели
типа Всеволода Вишневского, воен-
ные и партийные деятели высокого
ранга, ответственные работники
Смольного. Как оказалось, их было
не так уж и мало, скорее всего, не-
сколько тысяч человек, если учесть
что на них работал, по меньшей
мере, целый цех кондитерской фа-
брики. И на эту продукцию не рас-
пространялись никакие блокадные
карточки. Более того, она была за-
секреченной, на уровне военной тай-
ны, как производство боеприпасов и
военной техники. А два с половиной
миллиона голодных ленинградцев,
ежедневно умиравших в массовом
количестве, о подобной «сладкой
продукции» ничего не знали, а если
и догадывались, то молчали из-за
страха репрессий.
Возможно, что эта фотография
действительно были напечатана
в какой-либо из советских газет.
Может быть, на снимке с шоколад-
ками специально была увеличена
контрастность, чтобы зачернить вид
изготавливаемой продукции, пре-
вратив ее в «готовые батоны». Но
это лишь мои догадки. Скорее всего,
заказчики снимка осознали, что это
уже перебор и надолго скрыли его
в архиве.
Что было написано под фото-
графией сразу же после ее изго-
товления, неизвестно. Архивная
карточка на фотоснимок составлена
была 3 октября 1974 года, и именно
тогда была сделана запись об осмо-
тре «готовых батонов». Видимо,
составитель карточки из-за резкой
контрастности снимка не разглядел
характера продукции, а обратил
внимание исключительно на из-
можденные лица ее производителей.
А может быть, и не захотел этого
видеть. Символично, что фотокар-
точка получила подобную подпись
именно в 70-е годы. В это время на
волне культа личности Брежнева
и руководства КПСС уже повсе-
местно пропагандировалась мысль,
что голод блокады охватил всех без
исключения, ну и, конечно, партий-
ный аппарат, как «неотъемлемую
часть народа». Тогда повсеместно
внедрялся лозунг: «Народ и партия
- едины». Поэтому ни у кого даже
79
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 78 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст