С
лужилый Петербург
ие
«моменты»*
И. А. Пономарев
В первые же годы была вы-
работана система оценок знаний
обучающихся. 8 декабря 1834 года
Высочайше утверждено «Положе-
ние для постоянного определения
или оценки успехов в науках». По-
звольте привести это Положение
полностью, т. к. пересказ сильно
обесцветил его язык. «Успехи вос-
питанников в науках проистекают
или от простого страдательного по-
нимания, или от прилежания, или
от сильного развития умственных
способностей, а следовательно,
и должны быть оценены сколько
можно приблизительно к этому
образом.
Этот всеобъемлющий и посто-
янный масштаб освобождает пре-
подавателя от той односторонности,
которая всегда бывает следствием
сравнения учеников одного и того
же курса между собой; он опреде-
ляет правила для единообразного
суждения в разные времена и в
разных местах.
Пять степеней, для сего при-
нимаемых, разграничиваются сле-
дующим образом:
1-Я СТЕПЕНЬ
(УСПЕХИ СЛАБЫЕ)
Ученик едва прикоснулся к
науке, по действительному ли не-
достатку природных способностей,
требуемых для успехов в одной,
или потому, что совершенно не ра-
дел при наклонностях к чему-либо
иному.
2-Я СТЕПЕНЬ (УСПЕХИ
ПОСРЕДСТВЕННЫЕ)
Ученик знает некоторые отрыв-
ки из преподанной науки, но и те
присвоил себе одной памятью. Он
не проник в ее основание и в связь
частей, составляющих полное целое.
Посредственность сия, может быть,
происходит от некоторой слабости
природных способностей, особливо
* Окончание. Начало в № 5 (51) 2009 г.
от слабости того самомышления,
которого он не мог заменить трудом
и постоянным упражнением. От-
личные дарования при легкомыслии
и празднолюбии влекут за собой те
же последствия.
3- Я СТЕПЕНЬ
(УСПЕХИ
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ)
Ученик знает науку в том виде,
как она была ему преподана; он по-
стигает даже отношения всех частей
к целому в изложенном ему порядке,
но он ограничивается книгой или
словом учителя, приходит в заме-
шательство от соприкосновенных
вопросов, предлагаемых на тот
конец, чтобы он сблизил между
собой отдаленнейшие точки; даже
выученное применяет он не иначе,
как с трудом и напряжением.
На сей степени останавли-
ваются одаренные гораздо более
памятью, нежели самомышлением,
но они прилежанием своим доказы-
вают любовь к науке.
4-
Я СТЕПЕНЬ
(УСПЕХИ ХОРОШИЕ)
Ученик отчетливо знает препо-
данное учение; он умеет изъяснить
все части из начал, постигает вза-
имную связь их и легко применяет
усвоенные истины к обыкновенным
случаям. Тут действующий разум
ученика не уступает памяти, и он
почитает невозможным выучить
что-либо, не понимая.
5- Я СТЕПЕНЬ
(УСПЕХИ ОТЛИЧНЫЕ)
Ученик владеет наукой; весьма
часто и определенно отвечает на во-
просы, легко сравнивает различные
части, сближает самые отдаленные
точки учения, разбирает новые и
сложные предлагаемые ему случаи,
знает слабые стороны учения, ме-
ста, где сомневается, и что можно
возразить против теории. Только
необыкновенный ум, при помощи
хорошей памяти, в соединении с
пламенной любовью к наукам, а
следовательно, и с неутолимым
прилежанием может подняться на
такую высоту в области знаний»24.
Через 20 лет (в апреле 1854
года) конференция Академии при-
няла следующую систему баллов
для оценки познаний офицеров:
1. Отличная - 12 баллов.
2. Весьма хорошая - 10-11
баллов.
3. Хорошая - 8-9 баллов.
4. Удовлетворительная - 6-7
баллов.
5. Посредственная - 4-5 баллов.
6. Слабая - 0-3 баллов25.
Дисциплинарные взыскания
и выговоры в приказе сыпались,
как из рога изобилия. Но были у
слушателей и заступники перед
директором-самодуром. Барона
Зедделера на посту вице-директора
сменил генерал Ранненкампф, в
течение 14 лет бывший таким за-
ступником, что стоило ему личных
потрясений. Его преемником стал
генерал Стефан. «Нельзя не пре-
клоняться перед высоким само-
отвержением этих двух людей, не
один раз выручавших молодежь из
беды и оставивших по себе глубоко
благодарную память в офицерах,
бывших скорее под их покровитель-
ством, чем под их начальством»26.
Не в оправдание будет сказано, но
грубость Сухозанета со слушате-
лями Академии была не только его
личным свойством; в те годы это
было нормальным отношением на-
чальника к подчиненным.
Находясь в столь сложной об-
становке, в том тяжелом климате,
царившем в начальный период в
Академии, поражаешься терпению
и выдержке слушателей, сумевших
окончить ее. Приведем отзыв одного
из преподавателей: «.
..вспоминаю с
искренним удовольствием о при-
мерном усердии к наукам обучав-
шихся в академии офицеров, как
81
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 80 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст