С
лужилый Петербург
основами международного права,
геология, психология, славистика,
государственное право, высшая
геодезия, астрономия и сфериче-
ская геометрия. Все эти общеоб-
разовательные курсы, совместно
с военными, были едва посильны
для обыкновенных способностей
человеческих, так как по соображе-
ниям государственной экономии их
втиснули по времени в
двухгодич-
ный
срок»42.
Во второй половине XIX века
в целях экономии были созданы
экзаменационные комиссии при
военных округах. Экономия заклю-
чалась в том, что не стало необходи-
мости тратить на проезд казенные
деньги. Выдержавшие эти экзамены
получали право на вступительные
экзамены в Академию.
В этот период во главе Акаде-
мии стояли личности, внесшие свой
посильный вклад в ее жизнь. После
Сухозанета в XIX веке начальство-
вали: Г. Ф. Стефан (1854-1858),
А. К. Баумгартен (1858-1862),
А. Н. Леонтьев (1 8 6 2 -1 8 7 8 ),
М. И. Драгомиров (1878-1889),
Г. А. Леер (1889-1898). Послед-
ним век заканчивал Н. Н. Сухо-
тин (1898-1901). Этот волевой и
энергичный генерал за свое срав-
нительно недолгое пребывание на
этом посту сделал довольно много.
Так, старое здание на Английской
набережной уже с трудом вмеща-
ло большие наборы слушателей.
Благодаря Высочайшему разре-
шению Академии был пожалован
почти весь Преображенский плац
на Песках, исключая территорию
под комплексом Клинического
института в.кн. Елены Павловны.
На отведенной местности по про-
екту архитектора А. И. фон Гогена
были выстроены здания, в которые
в 1901 году вселилась Николаевская
Академия Генерального штаба. По
его инициативе к памятным дням
А. В. Суворова из села Кончан-
ского была перевезена домовая
церковь полководца, ставшая ака-
демической церковью. Начавшая
материализоваться при нем идея
создания памятника-музея велико-
му полководцу была осуществлена
уже без него, в 1904 году. Ему же мы
обязаны тем, что Слоновая улица к
памятным дням стала именоваться
Суворовским проспектом. Таким
образом, в начале ХХ века Академия
получила достойную себя площадь,
где она прожила последние свои
петербургские годы.
Следующим начальником Акаде-
мии был назначен генерал В. Г. Глазов,
пробывший на этом посту также не-
долго (1901-1904). Его деятельность
в основном заключалась в решении
административных и хозяйственных
вопросов. Он сократил практические
занятия по тактике в старшем классе
и возродил печатание годовых отче-
тов Академии, ставя на первое место
хозяйственную часть.
В 1904 году на том же Преоб-
раженском плацу, только со сторо-
ны Кирочной улицы, был открыт
Суворовский музей. Средства на
него собирались всей армией и
всем народом. Построенный под
эгидой Академии и на ее террито-
рии музей заполнили экспонаты,
находившиеся до того в 2-х залах
Академии. Первым его начальником
стал подполковник А. К. Баиов,
бывший правитель дел и будущий
профессор Академии.
Первые годы нового века
омрачились поражением в русско-
японской войне. Подогреваемое
левыми партиями, общество взвали-
ло всю вину на армию и стоявший
во главе ее Генеральный штаб. А
так как в Генеральном штабе слу-
жили выпускники его Академии,
то вся вина возлагалась на нее.
Как часто поступают в подобных
случаях, вместо дельных советов
по исправлению ошибок началось
соревнование по тому, кто больше
выльет грязи. Борзописцы из левых
изданий постарались не упустить
момент и «отвели душу». Масла
в огонь добавили Лев Толстой со
своими философскими статьями о
ненужности армии и А. И. Куприн со
злым на армию и вышедшим как раз
“вовремя” романом «Поединок».
Во время русско-японской войны
около 100 слушателей (по их жела-
нию) были направлены в действую-
щую армию с правом последующего
возвращения в Академию. После
поражения в этой войне начались
поиски виновных. «Начались извле-
чения из далекого прошлого разных
недочетов, умышленно приписывая
их к настоящему времени и виня в
них нынешний личный состав. Все,
чем-то обиженные на академию, на-
чали обливать ее грязью и сводить
свои личные счеты»43.
Под руководством нового на-
чальника Академии генерал-майора
Н. П. Михневича (1904-1907) на-
чались преобразования. Всем участ-
никам войны были розданы анкеты,
в которых было предложено, учтя
опыт этой войны, высказать свое
мнение о недостатках в преподава-
нии и способах их устранения.
Создание геодезического от-
деления не отменило преподавание
геодезии и картографии для слуша-
телей остальной части Академии.
Многие годы офицеры стонали от
этих предметов. «Много учебных
часов уходило на чтение лекций
по сферической тригонометрии
Подготовка к экзамену в Академии
8 5
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 84 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст