Р
ецензии
П ервая книга
о белорусском
Петербургее
Д . Э. Левин
Рецензируемая книга, написан-
ная доктором филологических наук,
заведующим отделом редких книг
РНБ, одним из основателей и чле-
ном президиума Международной
ассоциации белорусистов Николаем
Викторовичем Николаевым, пред-
ставляет интерес для широкого
круга читателей по следующим
причинам.
Первое - новизна проблемати-
ки. Разумеется, отдельные факты по
теме книги попадали в поле зрения
хорошо известных Николаеву авто-
ров (Н. В. Юхнёвой, Т М. Смирно-
вой и других), но полномасштабного
исследования, охватывающего едва
ли не все стороны жизни белорус-
ского Петербурга, пока никто не
предпринимал.
Второе - подход к теме, выра-
женный в названии книги: не «Бе-
ларусы у Пецярбургу», а «Беларускі
Пецярбург». Выбор названия коре-
нится в истории белорусского наро-
да: столичное положение Петербур-
га обусловило крупномасштабную
миграцию, в результате которой в
столице на рубеже ХІХ-ХХ веков
оказалось больше белорусов, чем в
любом другом городе Российской
империи. Как видно по содержанию
книги, мотивы миграции были раз-
личны: одни приезжали в Петербург
в поисках куска хлеба, другие - что-
бы получить образование, кого-то
привлекал карьерный рост.
Другое обстоятельство, по-
влиявшее на выбор названия,
- место белорусов в системе на-
родов XVШ - начала ХХ столе-
тий. С точки зрения российских
исследователей белорусы были
одним из подразделений (или,
как сейчас говорят, субэтносов) в
составе русского народа. С точки
зрения польских ученых и поли-
тиков, белорусы (прежде всего,
католики) рассматривались как
часть польского народа. Что же
касается самосознания самих
белорусов, то они себя называли
либо по месту происхождения
(литвины, смоленчуки, минчуки,
пинчуки или просто местные -
«тутэйшыя»), либо по конфессии
(католики, православные), а часть
белорусов - по «суперэтносу» (по-
ляками или русскими), что отнюдь
не мешало им говорить на одном
и том же белорусском языке и
воспитывать детей на ценностях
белорусского фольклора. Вслед-
ствие этого обстоятельства автор
книги не стал ограничивать себя
какими либо этническими или
конфессиональными рамками:
предметом его исследования стали
жители Белоруссии - и белорусы,
и русские, и поляки, и евреи, чья
жизнь и судьба оказались связан-
ными с Северной столицей. Таким
образом, региональный, а не узко
этнический подход оказался ре-
шающим при выборе аспекта темы.
К этому добавлю, что Белоруссия
здесь рассматривается в истори-
ческих границах, установленных
исследованиями петербургского
академика, уроженца Гроднен-
щины, директора Кунсткамеры
Евфимия Федоровича Карского2
(1860/61-1931). Иными словами,
здесь речь идет не только о терри-
тории современной Республики
Беларусь, но и о Виленщине,
Подляшье (Белосточчине) и Смо-
ленщине, где в XVIII - начале ХХ
веков большинство или значитель-
ную часть населения составляли
белорусы.
Переходя к хронологическим
рамкам книги, отмечу разнобой в
датировке возникновения белорус-
ской диаспоры в Петербурге, встре-
чающийся в литературе. Н. В. Юх-
нёва связывает ее возникновение с
Великой реформой, последствия
которой, начиная с 1860-х годов, вы-
звали массовую трудовую миграцию
в Петербург3. В энциклопедии «Три
века Санкт-Петербурга» приведена
другая дата - конец XVIII века, ког-
да в результате раздела Речи Поспо-
литой создались предпосылки для
миграции белорусов в Петербург,
реализованные только через столе-
тие4. Автор же рецензируемой книги
исходит из следующего обстоятель-
ства: «У год нарадження Пецяр-
бурга Расіі належау толькі невялікі
кавалак усходнебеларускіх земляу
- на Смаленшчыне. Астатняя (на
захад) прастора была часткай за-
няпалага у складзе Рэчы Паспалтай
Вялікага Княства Літоускага»(с. 8).
В этом контексте первую трудовую
эмиграцию из Белоруссии следует
датировать 1710 годом, когда на
строительство Петербурга были
присланы 298 смоленчуков. Эта
практика продолжалась и в после-
дующие годы (с. 13).
В книге нашли отражение све-
дения и о выходцах из Белоруссии,
занимавших в Петербурге место,
полярно противоположное смо-
ленчукам, безвинно отправленным
на каторжные работы. Это и проис-
ходившая из минской семьи Скав-
рончуков (Скавронских) Марта
Скавронская, коронованная под
именем Екатерины Алексеевны
(с. 9), и первый белорус, оставив-
ший письменное свидетельство о
Петербурге, - участник посольства
Станислава Хоментовского 1720
года великий писарь литовский Ми-
хал Пузына (с. 13), а впоследствии
- целый ряд высокопоставленных
чиновников и видных деятелей
науки и культуры.
Основное содержание книги,
за вычетом «Прадмовы» (с. 3-6),
«Заканчання» (с. 494-500), рус-
ского резюме «Белорусский Пе-
тербург»(с. 501 - 503) и «Дадатка»
(с. 504-534), изложено в 21 главе.
Главы расположены в хроноло-
гии истории города. В части из
8 9
История Петербурга. № 6 (52)/2009
предыдущая страница 88 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №52 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст