п
ады и парки Петергофа
турбинные лопатки, приводит в
действие специальное колесо боль-
шого диаметра и через червячную
передачу передает вращательный
момент подвижной части самого
фонтана. Конструкция механизма
не менялась с XVIII века.
Давно работая в Петергофе, мы
не перестаем удивляться необычай-
ной целесообразности устройства
фонтанов, а также техническому
уму и практическому опыту наших
предшественников. Так, наши ред-
кие попытки усовершенствовать
кое-какие конструктивные детали
и что-либо «улучшить» в работе
фонтанов ВСЕГДА натыкались на
то, что методы и способы, которые
мы хотели применить, уже там су-
ществовали и были использованы
до нас, просто за ХХ век они были
временно утрачены (особенно во
время войны и в годы послевоенного
восстановления Петергофа). Теперь
уже понятно, как когда-то было по-
нятно и нашим предшественникам,
что фонтаны были идеально срабо-
таны во всех их узлах и элементах,
и усовершенствовать их уже невоз-
можно и не нужно, что конструк-
ция и «гидравлическая» мысль их
должны остаться неизменными, что
мы, работники музея, всегда свято
соблюдаем.
Фонтаны не только восхищают,
но и удивляют. Порой кажется, что
они работают вопреки здравому
смыслу и законам физики. Интерес-
ные свойства воды мы обнаружили,
пытаясь повторить старинные ри-
сунки и особенности полых струй
Менажерных фонтанов и фонтана
«Китовый». Вода вела себя как осо-
бое вещество: и не жидкость и не
твердое тело, к тому же имеющая
динамическую память (не путать
с инерцией). Поставленная задача
была решена, но струи «правиль-
но» работали только в тихую и
безветренную погоду. Позднее вы-
яснилось, что в документы XVIII
века вкралась неточность, и что ана-
логичные задачи по формированию
полых струй с заданными свойства-
ми ставили и тогда, но результат их
был таким же, что и у нас.
Фонтаны Петергофа создавали
лучшие архитекторы и гидравлики
мира. Это подлинный синтез Воды,
Искусства и Природы. В наших пар-
ках ощущается особая аура, которую
можно выразить как застывший
вздох восхищения миллионов лю-
дей, побывавших у нас, и которые
навсегда унесли память о фонтанах
в своих сердцах.
«П рилагая особенные труды
при отлиЧных поЗнаниях
о садовом искусстве
. . . »
Заметки об ораниенбаумских садовниках
и паркостроителях XVIII - начала XX вв.
М . А. Павлова
1 0 0
Можно ли представить дворцы
Ораниенбаума без парков, их окру-
жающих? - ответ на этот вопрос
очевиден. Нижний сад, история
которого началась при А. Д. Менши-
кове, является неотъемлемой частью
ансамбля Большого дворца. Сфор-
мировавшийся в основных своих
элементах к 1870-м годам Верхний
парк, занимая обширную террито-
рию, простирающуюся на юг и на
запад от Большого дворца, объеди-
няет его с дворцовыми ансамблями
третьей четверти XVIII столетия -
Петерштадтом, созданным по воле
великого князя Петра Федоровича
(будущего Петра Ш), и «Собствен-
ной дачей» Екатерины II.
Ораниенбаумские парки имеют
свои художественные особенности
и свою историю, вобравшую в себя
несколько этапов развития ланд-
шафтного искусства. Говоря о том
Нижний сад. Фрагмент
аксонометрического плана
Ораниенбаума П. А. де Сент-Илера.
1770-е
гг
. ГМИ СПб
или ином парке, мы обязательно
отмечаем своеобразие его компози-
ции и объемно-пространственного
решения, отражающие эстетические
предпочтения своей эпохи. Изучая
историю парка, мы непременно
обращаем внимание на изменения
планировочной структуры и осо-
бенностей содержания, являвшиеся
следствием эволюции садового ис-
кусства. Все эти вопросы во многом
рассмотрены в многочисленной ли-
тературе об Ораниенбауме. Гораздо
меньше мы найдем здесь сведений
о людях, без которых ни один парк
не мог бы появиться и существовать.
Не только в популярных издани-
ях, но и в научных исследованиях
практически нет материалов об
ораниенбаумских садовниках, хотя
архивные документы хранят имена
многих из них. Среди создателей
ораниенбаумских парков были ма-
стера из России, Германии, Швеции,
Австрии и Англии. Некоторые из
них отдали Ораниенбауму большую
часть своей жизни. Между тем, в
историографию Ораниенбаума до
сих пор вписаны только единичные
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 99 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 101 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст