ады и парки Петергофа
проектирования и строительства в
столь отдаленном от столицы месте
привели его к мысли о создании не-
большого ансамбля как «сюрприза»
для супруги в любимом Петергофе.
Эта работа также была поручена
А. И. Штакеншнейдеру9, который
почти одновременно приступил к
проектированию двух «римских
домиков» для императрицы, начав
петергофскую работу чуть раньше.
В это же время архитектор уже
разрабатывал проект и руководил
строительством загородного двор-
ца для великой княгини Марии
Николаевны и ее мужа принца
Максимилиана Лейхтенбергского
в Сергиевке, также сооружаемого
в «помпеянском» стиле. В этом же
«вкусе» устраивались тогда инте-
рьеры и в петербургском дворце
Лейхтенбергских - Мариинском.
Архитектор создает разнообразные
постройки, варьируя и сочетая
элементы, детали, принципы плани-
ровки, учитывая назначения здания
и потребности владельцев. Одновре-
менно он разрабатывает и проекты
садиков рядом с дворцами.
Первый вариант «Генерального
плана Царицына острова с пави-
льоном», датируемый 1839 годом,
весьма далек от осуществленного
варианта. На этом плане павильон
показан стоящим посреди острова,
башня расположена отдельно, пер-
гола у западного фасада павильона
протянута с востока на запад. Ар-
хитектор создает перспективную
линию: пергола «продолжается»
через комнату павильона и вну-
тренний садик и с двух сторон эта
линия замыкается полукруглыми
скамьями в полукруглых же нишах.
С юга и севера от здания прорисо-
ваны круглые кустовые клумбы,
обрамленные по краю узкой цве-
точной рабаткой. Более широкие
прямые рабатки с геометрическим
цветочным узором фланкируют
эти клумбы, располагаясь вдоль
фасадов павильона. Узорчатые пря-
моугольные цветочные клумбы ар-
хитектор планирует перед западным
фасадом павильона с двух сторон
от перголы, отделяя ими павильон
от воды. Подобные рабатки с «лет-
никами», высаженными четкими
геометрическими узорами, суще-
ствовали в Потсдаме и воссозданы
в наши дни у Римских купален.
Перед лоджией западного фасада
петергофского павильона на одной
из клумб в центре помещен фонтан,
что перекликается с расположени-
ем фонтанов у Римских купален
и дворца «Шарлоттенгоф». С вос-
точной стороны павильона на плане
прорисованы деревья, высаженные
ровными рядами. Такой прием,
напрямую связанный с работами
по реконструкции садов Плиния-
младшего, которые вел кронпринц
при участии К. Ф. Шинкеля, ис-
пользован в парке «Шарлоттенгоф»
у Римских купален.
На Царицыном острове Шта-
кеншнейдер предлагал оградить
этот участок сада стеной с юга и
колоннадой с востока и севера. С
западной стороны огражденный
участок сада должен был примыкать
к фасаду павильона. Многие элемен-
ты островного сада - внутренний
садик и пергола, заросшие вьющи-
мися растениями, прямоугольные
клумбы рядом очень похожи на сад
около Римских купален. Другие
же имеют явное сходство с садом
у дворца «Шарлоттенгоф». Если в
«Шарлоттегофе» напротив четырех-
колонного портика располагается
Большая мраморная скамья, для
нового острова на линии портика
павильона Штакеншнейдер плани-
рует две, расположенные напротив
друг друга скамьи, между которыми
находится лестница-пристань, ве-
дущая к воде. Четкая планировка
сада около павильона дополняется
пейзажными участками в южной и
северной частях острова, разделен-
ными прямыми аллеями, отходящи-
ми от площадок у круглых клумб.
Прямо по краю береговой линии
проложена обходная дорожка.
Обращает на себя внимание не
совсем обычная форма острова. На
плане виден выступ в его северо-
западной части, расположенный
перпендикулярно основному объе-
му. Такую форму трудно объяснить
случайностью, так как остров созда-
вался под наблюдением архитектора
и заказчика. Остров напоминает по
форме Павлиний остров близ Пот-
сдама, и, возможно, сходство совсем
не случайно. Позволим себе пред-
положить, что Николай Павлович
стремился создать в Петергофе «ма-
ленькую копию» любимого острова
императрицы.
Появление следующего вари-
анта плана, датированного 1840
годом, говорит о неудовлетворено-
сти заказчика ранее предложенным
проектом. Не касаясь изменений
плана самого павильона, рассмо-
трим перемены касающиеся сада.
По-видимому, все они выполнены
по желанию заказчика.
На втором варианте плана пави-
льон перенесен к западному берегу
острова. Его широкая терраса об-
рывается в воду, пергола уменьшена,
перенесена севернее и смыкается с
внутренним садиком. Соответствен-
Генеральный план Царицына острова с павильоном.
Фрагмент. Архитектор А. Штакеншнейдер, 1840 г. ГМЗ «Петергоф»
История Петербурга. № 1 (53)/2010
1 0 9
предыдущая страница 108 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 110 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст