65-летию Великой Победы
енном обмундировании и ватниках,
испытывая лишения и голод, люди
работали под угрозой обрушения
качающихся остатков стен, пере-
двигаясь по доскам, наспех перебро-
шенным на сохранившихся устоях,
разбирали завалы, выбирали из
груд строительного мусора и бито-
го кирпича бесценные уцелевшие
фрагменты былой отделки.
После выступления в Москве
начальника Государственной Ин-
спекции по охране памятников
Ленинграда (ГИОП) Николая Ни-
колаевича Белехова со знаменатель-
ным докладом «О судьбе пригород-
ных дворцов» восстановительные
работы активизировались. Идею
реставрации памятников дворцово-
паркового ожерелья города на Неве
поддержали академик И. Э. Грабарь
и архитектор А. В. Щусев.
Еще до полного снятия вра-
жеской блокады в 1943 году в
городе было создано Архитектурно-
художественное училище, где тог-
дашние подростки обучались ред-
ким художественным специаль-
ностям: живописцев, скульпторов,
лепщиков-модельщиков, резчиков
по дереву и камню, мраморщи-
ков и т. д. Кроме него, преобразо-
ванного после победы в Высшее
художественно-промышленное
училище, в Ленинграде было орга-
низовано еще несколько учебных
заведений, в которых ребят обучали
строительному делу и прикладным
искусствам.
Важную организующую роль
в дальнейшем ходе послевоен-
ной реставрации города сыграло
Постановление ГКО СССР «О
первоочередных мероприятиях по
восстановлению промышленности и
городского хозяйства Ленинграда»,
изданное вслед за снятием гитлеров-
ской блокады. В его развитие 1 июля
1945 года было принято Решение
№ 141 Ленгорисполкома, и, в соот-
ветствии ним, создана Ленинград-
ская архитектурно-реставрационная
мастерская, получившая спустя
пять лет название «Специальные
научно-реставрационные мастер-
ские» (СНРМ ). Реставраторам
приходилось осуществлять свою
деятельность в тяжелейших после-
военных условиях, но именно тогда
ими была разработана и претворена
в жизнь первая в мире методика
комплексного воссоздания памят-
ников архитектуры XVШ -XIX
веков, насыщенных богатой и раз-
нообразной отделкой.
Возрождение дворцово-парковых
ансамблей ленинградских пригоро-
дов явилось уникальным по своим
масштабам процессом. При его осу-
ществлении были возобновлены
утраченные технологии изготов-
ления художественных произведе-
ний и разработаны новые приемы
моделирования и восстановления
деталей отделки эпохи барокко и
классицизма.
Парадная (Купеческая) лестница.
Фото 1944 г. Архив ГМЗ «Петергоф»
В 1946 году был открыт Большой
каскад. Демонтированную в начале
войны золоченую скульптуру, спа-
сенную в замаскированных гротах и
фонтанных коллекторах, очистили
и установили на свои места, восста-
новили водоподводящие трубы. А в
1947 - на свое место встал «Самсон,
раздирающий пасть льву», теперь
уже выполненный заново по истори-
ческим фотографиям скульпторами
В. Л. Симоновым и Н. В. Михайло-
вым. Победное шествие воссозданной
скульптурной группы на передвиж-
ной платформе по Невскому проспек-
ту явилось для многих незабывае-
мым событием, символизирующим
торжество созидания над разрушени-
ем и забвением.
Из всех памятников Петергофа
самая сложная и драматичная судь-
ба была уготована его главному объ-
екту - Большому дворцу, которому
буквально предстояло подняться
из руин, наперекор неумолимому
и разрушительному воздействию
войны и последующих лет томи-
тельного ожидания.
Начиная с 1946 года возобновил
свою работу институт «Ленпроект»,
который приступил к составлению
первых вариантов планировки двор-
ца с целью приспособления здания
под общественные учреждения. В
первую очередь необходимо было
восстановить его фасады, без кото-
рых невозможно представить суще-
ствование великолепного дворцово-
паркового ансамбля с центральным
каскадом фонтанов и прилегающими
парками. Сотрудниками мастерской
№ 8, которой руководил профессор
А. А. Оль, проводились фрагментар-
ные обмеры и фиксация утрат. Было
разработано проектное здание на
реставрацию, а точнее сказать,
ремонт Большого дворца. Однако
этим проектом предусматривалось
устройство во дворце Дома отдыха
без восстановления исторических
интерьеров: на месте Тронного зала
предлагалось разместить ресторан,
а рядом - в Чесменском зале - раз-
даточную.
В то, что исторические инте-
рьеры дворца можно восстановить,
верили тогда единицы. И в этот пе-
риод исключительную инициативу
проявил замечательный энтузиаст,
ревностный хранитель памятников
Н. Н. Белехов. Неоценимую по-
мощь ему в этом оказал начальник
инспекции по охране памятников
СССР Ш. Е. Ратия.
К счастью, представленный
проект не получил поддержки на
Научно-экспертном Совете ГИОП,
и Н. Н. Белехов настоял на разра-
ботке новых предложений с ориен-
тацией на максимальное сохранение
исторической планировки. Автором
новых предложений стал архитек-
тор Ф. Ф. Олейник, однако и в его
предложениях не было места исто-
рическим интерьерам.
К этому времени Н. Н. Белехову
удалось добиться в Москве суще-
ственных результатов, побывав на
приеме у референта Сталина. В 1948
году Советом Министров СССР
было принято Постановление «О
восстановлении здания Большого
дворца в г. Петродворце», согласно
которому подлежали восстановле-
нию фасады дворца с одноглавыми
завершениями церкви и корпуса
под гербом (по первоначальному
проекту Ф. Б. Растрелли) и пять
1 1
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 10 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст