п
ады и парки Петергофа
Генеральный план Царицына острова с павильоном.
Фрагмент. Архитектор А. Штакеншнейдер, 1840 г. ГМЗ «Петергоф»
но перенесена и скамья в этом сади-
ке, которая по-прежнему замыкает
перспективу перголы, приобретя те-
перь прямоугольную форму. Перед
скамьей архитектор рисует пря-
моугольный столик, что напоминает
проект скамьи во внутреннем садике
К. Ф. Шинкеля, осуществленный
при создании Римских купален и от-
раженный в издании его чертежей. В
Потсдаме у прямоугольной скамьи
расположен фонтан «Камбала»10. На
плане Штакеншнейдера рядом со
скамейкой также появляется оваль-
ная чаша фонтана, примыкающая
своей удлиненной частью к стене
лестницы, ведущей на второй этаж
башни. Уходящие вверх лестницы
без перил около двух скамей роднят
эти уголки двух садов.
По сравнению с первым, во вто-
ром варианте исчезают две скамьи у
лестницы-пристани. На плане по-
является еще одна пергола вместо
части колонады в восточной части
острова. Она продолжается двумя
1 1 0
Генеральный план Царицына острова с павильоном.
Фрагмент. На листе надпись: «Чертил Паршов». ГМЗ «Петергоф»
рядами колонн, окаймляющих пря-
моугольную зеленую лужайку, на
которой уже нет деревьев. Похожая
пергола у прямоугольной лужайки
расположена рядом с Римскими
купальнями. Подобный прием ис-
пользован при создании сада около
Шарлоттенгофа, где пространство
между главным фасадом и большой
мраморной скамьей представляет
собой зеленую лужайку с перго-
лой вдоль нее. Оба потсдамских
зеленых партера обведены узкими
цветочными рабатками, а в центре
их расположены фонтаны, что от-
личает их от проектных решений
для петергофского острова на плане.
В восточную перголу ведет узкий
проход из еще одного нового вну-
треннего садика.
На этом плане нет узорчатых
рабаток, исчезли и круглые кусто-
вые клумбы. Новым на нем являет-
ся то, что в пейзажной части сада,
которая занимает большую часть
острова, намечен рисунок тщатель-
но прорисованных извилистых до-
рожек. Рядом с их поворотами или
в местах их соединения намечены
посадки деревьев и кустарников.
Однако и этот значительно из-
мененный план не стал окончатель-
ным. На нем карандашом лаконич-
но прочерчены новое направление
западной перголы, развернутой на
90 градусов, увеличены размеры
террасы с западной стороны, на-
мечены кардинальные изменения
во внутреннем садике. Все эти
карандашные пометки воплощены
в третьем плане, выполненном
А. И. Штакеншнейдером в том же
1840 году. Весьма возможно, что
карандашная правка была сдела-
на самим заказчиком или по его
указаниям.
На новом плане павильон при-
обретает тот вид, который воплощен
при его строительстве, за исклю-
чением нескольких мельчайших
деталей. В саду восточные перголы и
колоннада убраны, соответственно,
карандашным пометкам на преды-
дущем плане изменено направление
перголы. Во внутреннем садике по-
является фонтан у северной стены
павильона прямоугольной формы
(позже он станет полукруглым). На
90 градусов к югу развернута скамья
внутреннего садика. Ее расположе-
ние по отношению к лестнице на
второй этаж башни еще больше при-
ближается к уже упоминавшемуся
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 109 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 111 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст