ады и парки Петергофа
проекту Шинкеля. На этом плане
нет небольшого овального фонтана
рядом со скамьей, прорисованного
на предыдущем проекте и появив-
шего при устройстве сада. Остров
распланирован без каких-либо черт
регулярности - только извилистые
дорожки и свободно посаженные
группы кустов и деревьев.
Именно этот план был «высо-
чайше утвержден» 11 марта 1842
года, за несколько месяцев до начала
строительства Царицына павильо-
на. Однако позже он еще раз был
изменен, и изменения, касающиеся
сада, оказались радикальными. При
первой публикации планов Цари-
цына острова А. А. Белов оценил
карандашные наброски на третьем
проекте как планировку будущего
сада, позже воплощенную в жизнь11.
Однако, иной чем прежде, более
множественный характер линий,
прорисовка отдельных деталей и
фрагментов плана на полях, ука-
зание размеров составляют карди-
нальное отличие этих карандашных
набросков от встречающихся на
планах острова раньше. К тому же ка-
рандашом намечено место паромной
пристани, появившейся в 1844 году,
домика сторожа и сарая на северном
берегу острова. Это заставляет усо-
мниться в выводах исследователя. Все
эти объекты не отмечены на следую-
щем, четвертом плане сада, который
и был воплощен в жизнь. К тому же,
карандашом указано место располо-
жения прямоугольного пьедестала в
западной части Южного садика. На
окончательном, четвертом варианте
плана на этом месте находится бас-
сейн фонтана. Скульптурная группа
«Амазонка, сражающаяся с барсом»
появилась здесь позже. Этими же
пометками указано место установки
«Хрустальной колонны», появившей-
ся на острове только в 1855 году. Все
вышесказанное позволяет датировать
карандашные наброски как сделан-
ные уже после 1855 года.
После утверждения третьего
варианта плана обсуждались спо-
собы изменения формы острова и
предлагались разные пути решения
этой задачи. К сожалению, неизве-
стен план, на котором архитектор
отмечал свои предложения по изме-
нению формы острова, изложенные
в письме в Петергофское Дворцовое
правление. В переписке речь идет о
«распространении сада, как назначе-
но карандашом его величеством» и
о необходимости «сделать по берегу
дорожку и обсадить ее деревьями
средней величины»12.
Возможно, это было нужно для
размещения большого цветочного
партера в северной части острова,
планировка которого была тесно
связана со структурой северного фа-
сада павильона. Именно этот партер
изображен на четвертом, воплощен-
ном в жизнь, плане острова.
Как могло возникнуть новое
решение устройства сада на остро-
ве? Летом 1842 года в Петергофе
праздновали двадцатипятилетие со
дня свадьбы Александры Федоров-
ны и Николая Павловича. Поздра-
вить императорскую чету прибыло
много гостей. Самым почетным был
прусский король Фридрих Виль-
гельм IV, старший брат Александры
Федоровны. Страстный любитель
архитектуры, он с огромным инте-
ресом знакомился с постройками,
появившимися в Петергофе со
времени его предыдущего визита
в 1834 году. В тот раз именно к его
визиту было приурочено освящение
Капеллы в «Александрии». В 1842
году в его присутствии был освящен
дворец Лейхтенбергских в Сергиев-
ке13. Во время пребывания короля в
Петергофе Николай обсуждал с ним
проект Царицына павильона и внес
по совету родственника некоторые
изменения, касающиеся башни па-
вильона, в уже утвержденный про-
ект А. И. Штакеншнейдера14.
Возможно, в это же время появи-
лась и идея создания регулярного
цветочного садика на острове. Прус-
ский король, совместно с директором
потсдамских парков П.-Й. Ленне,
активно занимался созданием своих
парков в Потсдаме. Несомненно,
он мог дать совет по устройству
острова для любимой сестры в Пе-
тергофе. Как никому другому, ему
были понятны те идеи, ассоциации
и цитаты, которые использовались
при создании ансамбля. Нельзя ис-
ключать и возможность пожеланий
самой императрицы. Возможно, в
будущем будут обнаружены новые
документы, которые прольют свет на
этот вопрос.
Новый проект сада предпола-
гал создание цветочных партеров
строгой геометрической формы к
югу и северу от павильона. Тесно
связанные с архитектурой здания,
они «продолжали» его своими
яркими «коврами» с рисунком до-
рожек, зеленых газонов и цветов.
Подобные геометрические сады
соответствовали архитектурному
решению построек в «помпеянском»
стиле. Такой сад, с двух сторон
заключающий дворец в центре
партеров, был создан у Шарлоттен-
гофа. Однако при использовании
общего планировочного решения,
сады у Шарлоттенгофа и у Цари-
цына павильона отличны по их
устройству. На Царицыном острове
рисунок северного партера, буду-
щего Собственного садика, состоит
из пяти одинаковых квадратных
фрагментов, каждый из которых
разделен дорожками на четыре
части. В центре каждого квадрата
располагается круглая клумба. В
центре круглых клумб - мраморные
капители. Круг этих клумб в каждом
фрагменте передается рисунком
высаженных «летников» на круг
большего диаметра. Этот большой
цветочный круг располагается на че-
тырех окружающих круглую клумбу
цветниках как расходящаяся волна.
Перед южным фасадом павильона
находится такого же типа квадрат,
но большего размера и с фонтаном
сложной формы в центре.
Совершенно по-новому вы-
глядит на окончательном вариан-
те плана и дорожка вдоль берега
острова: она то приближается к
воде, то уходит вглубь острова.
Новым на этом плане является и
то, что в восточной части острова
предполагается посадка деревьев,
которые создают рощицу сразу за
павильоном. Участки леса рядом с
домом - «Ьозсо», типичный элемент
итальянских садов, были местом,
где всегда можно было найти тень
и прохладу жарким летом.
Анализ трех предварительных
планов острова и павильона по-
зволяет наблюдать процесс вы-
работки окончательного решения,
проследить путь поисков, увидеть
используемые аналогии и оказы-
ваемые влияния, рассматриваемые
и отвергнутые идеи. При этом ясной
становится важная роль заказчика,
оценивающего предложенное и
предлагающего новые идеи.
ИСТОРИЯ РАБОТ
ПО УСТРОЙСТВУ САДА
Торжественная закладка пави-
льона состоялась 14 августа (здесь
и далее все даты по старому стилю)
1842 года. Пока разрабатывался
История Петербурга. № 1 (53)/2010
т
предыдущая страница 110 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 112 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст