п
ады и парки Петергофа
1 1 2
проект, на острове не прекращались
работы, и затраты рабочей силы в
1840 году составляли 95 человеко-
дней15. Приводилась в порядок вся
территория, прокладывались «пе-
шеходные дорожки». Еще в феврале
1841 года П. И. Эрлер представил в
Петергофское Дворцовое правление
«Ведомость на устройство в Боль-
шом парке острова с пешеходными
дорожками». Этот документ дает
возможность понять характер и объ-
емы предварительно произведенных
работ. Рядом с дорожками шириной
1 1/ 2 аршина по обеим сторонам
устраивались «дерновые койма
в 12 вершков с утрамбованием».
Для создания газонов высеивались
много «клеверу красного голланд-
ского, тимоти Гриссу английского,
овса семянного», были посажено
300 ивовых «висячих» кустов16. В
1843 году, пока шло строительство
павильона, остров интенсивно «от-
делывался вчерне», чтобы весною
следующего 1844 года на нем можно
было высадить высокие деревья17.
На основе окончательного пла-
на, утвержденного 19 ноября 1843
года, П. И. Эрлер составляет «Ис-
числение о сумме, потребной на
устройство сада на острове Боль-
шого пруда». Сметы и счета под-
рядчиков дают практически полную
картину планируемых работ и при
отсутствии дополнительных доку-
ментов позволяют утверждать, что
именно эти работы были выпол-
нены. На острове предполагалось
«выровнять и выпланировать все
место по визиру таким образом,
чтобы со всех сторон дворца имело
самый плавный склон к озеру».
Эрлер указывал, что выстилка «ка-
зенным лучшим луговым дерном с
подсыпкою черною землею» должна
быть произведена на площади 800
квадратных сажень. Пешеходные
дорожки шириною 2 аршина пред-
полагается сделать из «гравия
среднего, несеяного». Откос вокруг
озера предписывалось выстлать
булыжным камнем шириной 2 ар-
шина, длиной 150 сажень18.
Для посадки планировалось
доставить из садовой школы возле
«Марли» в Нижнем парке 10 дере-
вьев «дубу отборного», «деревьев
садовых отборных» высотою до
5,5 метров, толщиною окружности
28-38 см: тополя тридцать штук,
по пятьдесят дубов, ясеней, лип,
кленов. Дополнительно к этим
большим деревьям - по сто штук
тополей «разной меры» и пятьдесят
каштанов.
Кроме этого, Эрлер предусма-
тривал посадку садовых кустов до 3
аршин высотой из садовой школы:
по пятьдесят штук - сирени белой
и синей, самбукусу (бузины), и
«корнуса» (возможно, так называли
кизильник) жимолости - 80 кустов,
150 кустов акации и 100 кустов
спиреи четырех сортов. Интересны
две последние строки в этом до-
кументе - «прочих разноцветных
кустов 100, ивовых кустов высотой до
1 1/ 2 аршин - 200»19. Нет надобности
складывать эти цифры, чтобы понять,
сколько деревьев и кустарников было
посажено на острове. В смете указы-
вается на необходимость выкопать
230 ям для деревьев «с насыпкою
черной казенной земли, с отвозкою и
распланировкою выкопанной из ям
глины и земли, глубиной 1 аршин,
диаметром 1 1/ 2 аршина» и 1130 «для
школьных кустов и дерев выкопать
ям глубиной 12 вершков, диаметром
1 аршин». Крайне трудно предста-
вить, как все эти растения были поса-
жены на острове площадью 0,7 га, где
располагался и павильон и большие
цветочные партеры около него.
Существует мнение, что перво-
начальная посадка большого количе-
ства саженцев была типичным прие-
мом устройства садов. Впоследствии
оставлялись самые крепкие и кра-
сивые экземпляры из посаженных,
а другие пересаживались на новые
места в парках. Плотность молодых
посадок способствовала их лучшему
укоренению, развитию, росту и в
дальнейшем помогала формиро-
вать структурно-пространственную
композицию парка такой, какой ее
задумывали создатели.
П. И. Эрлер особое внимание
уделял качеству посадочного ма-
териала, указывая в кондициях на
поставку деревьев и кустов, что к
5 мая 1844 саженцы должны быть
«чтобы ни одни сучек поврежден
не был, здоровые, с хорошими коре-
ньями, почки еще не распустившись
и весеннего вырытия». Специально
было оговорено, что доставлять их
должны «не вдруг, а по количеству
вырытых мест»20. Садовый мастер
заботился, чтобы на остров при-
возили землю хорошего качества и
требует, чтобы землю подрядчики
брали «из-под разломки угольного
сарая и из парника»21.
Время, когда создавался остров-
ной ансамбль, называют эпохой
«цветочного сумашествия», или
«цветочного энтузиазма». В садо-
вую культуру Европы вводилось
огромное количество новых видов
и сортов цветов, что было связано
с ботаническим освоением мира,
происходившим в ходе специальных
экспедиций, в том числе предпри-
нятых и так называемыми «охотни-
ками за растениями». Разнообразие
и большое количество цветов в
саду свидетельствовало о высоком
статусе владельца, его богатстве,
просвещености и образованности.
В Петергофе к этому добавилась
любовь к цветам императрицы
Александры Федоровны.
Любимая приморская рези-
денция императорской семьи за-
нимала особое место среди парков
и садов Петербурга и окрестностей
по богатству цветочного убран-
ства. Царицын остров находился в
Петергофе на особом положении.
Садовым мастерам выдавались
предписания, чтобы этот сад был
украшен «самыми лучшими и раз-
нообразными цветами»22. Множе-
ство цветов, в том числе и южных,
экзотических, необычных для этих
мест, наряду с архитектурным
решением и обилием скульптуры
подчеркивали итальянский харак-
тер ансамбля и в то же время было
модным элементом сада23.
АРХИТЕКТУРНО-
ЛАНДШАФТНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
САДА ЦАРИЦЫНА ОСТРОВА
Цельность архитектурно-
ландшафтной композиции Цари-
цына острова и отсутствие позд-
нейших искажений придают этому
ансамблю особую ценность. Вместе
с Ольгиным островом, созданным
несколькими годами позже, он стал
главным элементом Колонистского
парка. Высаженные в парке группы
деревьев и кустарников, многочис-
ленные ивы на берегах пруда, тща-
тельно продуманное расположение
дорожек в южной части парка соз-
дали замечательную череду видов
на острова и северный берег пруда,
открывающихся для гуляющих по
ним. На южном берегу была насы-
пана горка, необходимая для «ожив-
ления» ровности окружающей мест-
ности, придающая ей живописность
и разнообразие. Самый эффектный
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 111 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 113 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст