ады и парки Петергофа
Вид на Южный садик Царицына острова, фонтан «Нарцисс»
и Большую мраморную скамью.
Фото автора
вид на два острова открывался с ее
верхней точки, где была установле-
на полукруглая скамья. Ансамбль
островов был «раскрыт» к югу.
Царицын павильон и сад соеди-
няются в единое пространство
перголой, наружной лестницей на
башню, широкой западной террасой,
украшенной чугунными вазами с
цветами и кадочными растениями.
Цветы «входят» в павильон, укра-
шая фонтан-клош атриума. Прежде
горшки с цветами устанавливали на
ступеньке бассейна атриума, они
поднимались над верхним краем
имплювия. Единство архитектурно-
ландшафтной композиции под-
черкивается видами из окон и
застекленных дверей, ведущих из
павильона в сад и, конечно, Вну-
тренним садиком. Отделенный от
остальной части острова высокой
каменной стенкой, увитый зеленью,
наполненный цветами, шумом фон-
танных струй, он стал «зеленой»
комнатой павильона.
Для гуляющих по острову сле-
дование по разным, предопреде-
леным архитектором маршрутам,
создает ощущение необычайного
многообразия видов, впечатлений
и самых выигрышных перспектив.
Их последовательность точно рас-
считана для создания эффекта наи-
большего воздействия на зрителей.
Если, начиная свой путь по
острову, посетитель идет по одной
из двух тропинок к Южному са-
дику, перед ним открывается цве-
точный партер с фонтаном-клош и
статуей «Нарцисс», размещенной
А. И. Штакеншнейдером прямо в
бассейне фонтана. Входя в этот уго-
лок сада по южной дорожке, зритель
оказывается у Большой мраморной
скамьи и видит обращенный к югу
фасад павильона, ровную гладь пру-
да и соседний остров вдали. Южный
фасад, состоящий из двух объемов,
выглядит как парадный вход в
дом жителя античных Помпей, к
которому примыкает часть здания,
похожая на небольшой античный
храм. Если же гость подходит к
садику по другой, условно говоря,
северной дорожке, то его взгляд
обращается в первую очередь на
цветочный партер с фонтаном и на
большую скамью белого мрамора.
Ее крылья, раскинувшиеся точно
по ширине цветочного партера,
придают выразительный эффект
и необычайную цельность этой
части сада. Мраморные бюсты и
статуи, украшающие скамью, копии
с античных оригиналов - Юпитер,
Юнона, Церера и Флора - носят
программный характер для всего
ансамбля.
Войдя в павильон, гость видит
удивительной красоты перспективу
из Атриума на увитый зеленью вну-
тренний садик и мраморную скамью
в глубине. Эта линия через откры-
тые двери комнаты соединяет две
мраморные скамьи сада в его разных
частях. На этой линии расположены
фонтан «Нарцисс» и фонтан атриу-
ма. Из экседры внутри павильона
через атриум, гостиную, ее большие
окна-двери прекрасно видна терраса
павильона и Ольгин пруд.
Еще одна перспективная линия
внутри павильона связала три его
комнаты - столовую, гостиную и
кабинет с перголой, в нише которой
установлена статуя «Мальчик, про-
сящий милостыню». Из столовой и
гостиной можно выйти на лестницу-
пристань и на террасу. Огромные
окна-двери самой большой комнаты
павильона соединяют террасу с ком-
натами в единое целое. При выходе
из кабинета императрицы для гостя
открывается весь Внутренний сад,
который своей неожиданностью и
красотой вызывает обязательный
вздох восхищения.
Поднявшись из Внутреннего
садика на площадку второго этажа
башни, посетитель опять неожи-
Вид на северный фасад Царицына павильона из Собственного садика
Александры Федоровны.
Фото автора
История Петербурга. № 1 (53)/2010
1 1 3
предыдущая страница 112 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 114 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст