n
ады и парки Петергофа
1 1 4
данно для себя видит сверху весь
Собственный садик императрицы.
Именно отсюда открывается луч-
ший вид на четкий рисунок его цве-
точных партеров, «Хрустальную»
колонну, «Руины» и песчаную ска-
мью. Виды из кабинета императора
на втором этаже и из бельведера
на третьем постепенно расширяют
пространство - взгляду открыва-
ются цветочные партеры с южной
и северной сторон павильона, вы-
сокие деревья с могучими кронами
в восточной части острова, гладь
пруда, Ольгин и Кроличий острова,
весь Колонистский парк.
Спустившись с башни и выйдя
в Собственный садик, гости окуна-
ются в буйство красок и запахов раз-
нообразных летников, высаженных
в регулярных партерах. Песчанная
скамья в восточной их части при-
глашает отдохнуть и насладиться
замечательными видами. Место вы-
брано так, чтобы присевший на нее
оказался в лучах мягкого закатного
солнца и мог полюбоваться «Хру-
стальной колонной», «Руинами»,
горкой на берегу пруда, видом на
Ольгин павильон. Эффектность,
законченность и выразительность
всех видов созданы точным соот-
ношением размеров острова, пави-
льона, пруда и высотой башни.
Если же ступив на остров, гости
следуют по дорожке через рощу в
восточной части острова, то им пре-
восходно виден глухой восточный
фасад павильона. Именно отсюда
здание больше всего походит на
дома древних италийцев. Остров
спланирован так, что павильон на-
ходится на некотором возвышении
и именно отсюда он выглядит мо-
нументальным и даже величествен-
ным. Дорожка идет вдоль берега, то
приближаясь к воде, то удаляясь от
него. Такое решение, появившееся
только на последнем плане острова,
заставляет вспомнить замечание
знаменитого немецкого мастера
Ф. Л. Скелля: «дорожки.
.. должны
описывать совсем иную линию,
чем край берега. Они не должны
показывать озеро слишком часто и
слишком расточительно; лишь в том
месте, где озеро раскрывает самую
превосходную красоту, они должны
неожиданно и приятно поразить
наблюдателя. Затем они должны
увести в прозрачные посадки, чтобы
водное зеркало лишь просвечивало
сквозь тонкие древесные стволы, и
затем ввести в пышные кустарники,
которые совсем спрячут озеро от
взора, и лишь тихий плеск при-
брежной воды будет выдавать ее
присутствие»24.
При прогулке по этой дорожке,
с одной стороны, создаются эф-
фекты, о которых писал Скелль, с
другой - проглядывают через зелень
солнечные лужайки и цветочные
партеры. Дорожка выводит к северо-
восточному углу Собственного
садика, откуда раскрывается вид на
весь северный фасад павильона и
перголу, увитые плющом, а также на
«Хрустальную колонну», стоящую в
центре партера и окруженную бело-
мраморными капителями на ярких
клумбах.
Создатели ансамбля учитывали
характер естественного освещения.
Царицын павильон создан таким об-
разом, что перспективные линии из
его комнат выводят взляд на запад,
на гладь пруда и, в меньшей мере,
на Южный садик. Водная гладь
пруда - важнейшая составляющая
всего ансамбля. Закаты северного
лета создают здесь удивительные
эффекты освещения.
История создания сада на Цари-
цыном острове показывает долгий
процесс проектирования, свиде-
тельствует о знакомстве создателей
с идеями и образами, разработан-
ными в Пруссии архитектором
К. Ф. Шинкелем и венценосным лю-
бителем архитектуры Фридрихом-
Вильгельмом, вместе с тем, здесь
ярко видны оригинальные решения,
выработанные в процессе взаимо-
действия архитектора и заказчика.
1
Подробнее об этом см.: Пащинская И. О. Сад Царицына острова / / История Пе-
тербурга. 2006. № 4. С. 13-20.
2
РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 1176. Л. 3-6. По этой смете площадь болота определялась
в 35 400 кв. сажень. Работы по выниманию наплывов назначались среднею пропорцию
1 1/ 2
аршина глубиною до материка дабы впредь нескоро могло прорасти».
3 Там же. Л. 3.
4 Там же. Л. 14.
5 Там же. Л. 26.
6 РГИА. Ф. 472. Оп. 2. Д. 1428. Л. 1-2. Поручение выполнить не удалось.
7 Он уже обладал опытом создания проектов для российских заказчиков «на рас-
стоянии». По его чертежам была построена Готическая Капелла в «Александрии» архи-
текторами А. Менеласом и И. Шарлеманем.
8 Karl Friedrich Schinkel. Lebenswerk / Bauten und Entwürfe für das Ausland. Deutscher-
Kunstverlag. 1989. S. 77.
9 Знакомство архитектора А. И. Штакеншнейдера с Римскими купальнями подтверж-
дается и тем, что в его архиве в музее им. А. В. Щусева хранятся два разреза Римских
купален в цвете, выполненных Л. Персиусом. Музей архитектуры им. А. В. Щусева. Фонд
«Чертежи А. И. Штакеншнейдера». РІ - 69, PI - 71. Ниже подписей Персиуса стоят под-
писи А. И. Штакеншнейдера.
10 «Камбала» - домашнее прозвище старшего брата Александры Федоровны, крон-
принца Фридриха Вильгельма, с 1840 года короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV.
11 Белов А. А. Диалог архитектора и заказчика в неосуществленных проектах
А. И. Штакеншнейдера в Петергофе / / Штакеншнейдеровские чтения. К 200-летию со
дня рождения А. И. Штакеншнейдера. Петергоф, 2002. С. 85.
12 Андреева М. В. Материалы по истории Царицына острова. 1926. Рукопись. Архив
ГМЗ «Петергоф» Р-130. Л. 11.
13 Этот факт отмечает в своем дневнике великий князь Константин Николаевич.
ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 80. Л. 31 об.
14 Андреева М. В. Указ. соч. Л. 20; Вернова Н. В. Царицын павильон в Петергофе.
Рукопись. 1972. Л. 5-6.
15 РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 1316. Л. 12, 49.
16 Там же. Л. 25.
17 РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 1574. Л. 1.
18 Там же. Л. 9. Важно отметить, что подчас сметы, составленные опытными садовыми
мастерами, дают единственную возможность «увидеть» детали, не зафиксированные на
изобразительных материалах и со временем исчезнувшие.
19 Там же. Л. 10.
20 Там же. Л. 11.
21 Там же. Л. 22.
22 РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 2740. Л. 1.
23 Подробнее о цветочном убранстве Царицына острова в первый период его суще-
ствования (до 1860 года), о принципах посадок и источниках поступления растений см.:
Пащинская И. О. К вопросу о воссоздании цветочного убранства Царицына острова / /
Реликвия. 2006. № 1. С. 42-47.
24 Цит. по: Sailer M. Skell und Lenne / / Gartenkunst. 2002. Hefte 2 (14). S. 308. (Пер.
Е. А. Ганцевой).
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 113 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 115 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст