С
троительство и архитектура
Вид на церковь Большого петергофского дворца.
Е. Мейер. 1843 г. Акварель. ГМЗ «Петергоф»
С середины XVIII века Боль-
шой петергофский дворец являлся
местом официального представи-
тельства императорской власти. В
летние месяцы, когда Петергоф пре-
вращался в своеобразную «загород-
ную столицу» империи, придворная
церковь становилась центром рели-
гиозной жизни русского двора.
История этого храма началась
весной 1747 года, когда императрица
Елизавета Петровна распорядилась
начать перестройку и расширение
петергофского дворца именно с церк-
ви. 7 апреля 1747 года1. Растрелли
сообщал Канцелярии от строений:
«Ея Императорское Величество.
..
повелела подготовить фундамент,
во-первых, для флигеля, при кото-
ром назначена быть церковь, но по
выкопании рвов .
фундамента не
закладывать, так как при закладке
государыня изволит быть сама»2.
Действительно, первый камень в
основание будущей церкви был за-
ложен в присутствии императрицы
30 мая 1747 года. Строительство и
отделка продолжались четыре года.
10 сентября 1751 года храм был освя-
щен в честь святых первоверховных
апостолов Петра и Павла; имя святого
покровителя императора Петра I
напоминало о деяниях основателя
«приморского парадиза». При освя-
щении «каменной новой церкви»
снова присутствовала Елизавета, а
также наследник российского престо-
ла великий князь Петр Федорович с
супругой Екатериной Алексеевной3.
Двухсветная, с четырьмя ок-
нами-люкарнами в куполе, укра-
шенная каннелированными полуко-
лоннами с золочеными коринфски-
ми капителями придворная церковь
поражала своим великолепием.
Убранство ее определялось теми
же декоративными мотивами, ко-
торые преобладали в парадных за-
лах дворца. Золоченая деревянная
резьба самых разнообразных форм
сочеталась с красочным богатством
живописи. Шестиярусный резной
иконостас с витыми золочеными
колоннами был по-растреллиевски
мажорно-праздничным.
Отличительной особенностью
петергофского храма было то, что
он не имел ни солеи, ни амвона;
паркетный пол был настелен в
одном уровне, что делало похожим
церковный интерьер еще на один
парадный зал дворца.
По преданию, церковь была
украшена 1751 иконой: количество
икон напоминало о годе ее освя-
щения. Несколько иконописных
сюжетов в центральной части храма
соотносились с памятными датами
елизаветинского правления: образ
св. мученика Севастиана напоми-
нал о дне рождения императрицы,
сюжет «Захария и Елизавета» - о ее
тезоименитстве, икона «св. Климент,
папа Римский и Петр Александрий-
ский» - о восшествии на престол.
Богатая серебряная утварь была
по преданию вычеканена из первого
добытого на Алтае серебра.
По архитектуре и великолепию
декоративного убранства этот храм
был достоин самого высокого на-
значения - быть главным храмом
летней загородной императорской
резиденции.
Время правления дочери Пе-
тра I часто характеризуют как
вереницу бесконечных празд-
ников. Их на самом деле было
великое множество. Дни рождения
и тезоименитства императрицы, на-
следника, его супруги, маленького
великого князя Павла Петровича,
годовщины восшествия на пре-
стол и коронования, полковые
праздники императорской гвардии,
кавалерские орденские праздники,
викториальные дни - все эти тор-
жества предварялись литургией или
благодарственными молебнами. И,
разумеется, все праздники Русской
Православной церкви, которые
приходились на время пребывания
императорского двора в Петергофе,
также отмечались богослужениями
в придворной церкви.
Императрица Елизавета любила
посещать церковь Петергофского
дворца. Она была искренне набожна,
с трепетом относилась к православ-
История Петербурга. № 1 (53)/2010
И
5
предыдущая страница 114 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 116 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст