С
троительство и архитектура
1 1 6
ным святыням, пела в хоре, хорошо
знала церковную службу. Каждое вос-
кресенье «пребывания в Петергофе»
императрица ходила к обедне.
Престольный храмовый празд-
ник святых апостолов Петра и
Павла отмечали 29 июня. В этот
же день поздравляли с «тезоиме-
нитством» великого князя Петра
Федоровича, а с 1755 года и малень-
кого Павла Петровича, родившегося
20 сентября 1754 года (Впервые
его привезли в Петергоф, когда ему
еще не было и года, в июне 1755
года) В придворной церкви в день
великокняжеских именин служили
молебен «о здравии», на выходе из
храма именинников приветствовали
пушечным салютом. По православ-
ному обычаю накануне 29 июня (то
есть 28 июня) в церкви служили
панихиду по усопшим императорам
Петру I и Петру II.
Интересно, что при Елизавете
зародилась традиция совершать чин
водосвятия в одном из ближайших
к церкви водоемов Верхнего сада:
«...1 числа августа в Петергофе тор-
жествован день праздника Проис-
хождения Честных Древ. Обедню
Ея Императорское Величество и
Его Императорское Высочество из-
волили слушать в большой церкви.
По окончании обедни следовали со
кресты на Иордань, которая сделана
была в верхнем саду на пруде про-
тив новой галереи.
..При погруже-
нии креста происходила пальба из
пушек.
..; духовные персоны и все
кавалеры приносили Ея Император-
скому Величеству и Его Император-
скому Высочеству поздравления»4.
Впоследствии православный празд-
ник Происхождения Честных Древ
стал традиционно «петергофским»:
если 1 августа императорский двор
находился в Петергофе, в Верх-
нем саду непременно сооружалась
«иордань» (чаще всего на одном из
квадратных прудов).
В последний год царствования
Елизаветы появляется первое упо-
минание об обряде крещения, совер-
шеннном в придворной церкви. 14
июля 1761 года «.пополудни в 1-м
часу Его Императорское Высочество
Государь Великий князь Павел Пе-
трович с графиней Анной Карловной
изволил от Святой купели воспри-
нимать младенца, дочь графа Ивана
Симоновича Гендрикова.»5.
При Елизавете Петровне цер-
ковь была открыта для всех же-
Церковь св. ап. Петра и Павла
Большого петергофского дворца.
Э. П. Гау. 1842. Акварель.
ГМЗ «Петергоф»
лающих круглый год, несмотря на
отсутствие отопления - фактически
она стала приходской, даже во время
присутствия императрицы церковь
мог посетить любой из прихожан.
Так продолжалось до 1844 года, ког-
да при императоре Николае I доступ
в церковь был ограничен, и она стала
исключительно придворной.
Недолгое царствование Петра III
почти не оставило следов в истории
церкви Большого дворца. «По смерти
Елизаветы и по вступлении на пре-
стол императора Петра III, жившего
в Ораниенбауме, в Петергофе жила
летом 1762 года Екатерина II. Еще
в тридцатом году XIX века были в
живых люди, рассказывавшие, что
часто по праздникам видали импе-
ратрицу, одиноко выходившую из
Петропавловской церкви в трауре
по скончавшейся 25-го декабря 1761
года Елизавете. Здесь же Петр III
предполагал праздновать день свое-
го ангела и слушать богослужение
29 июня 1762 г., но уже накануне этого
дня Россия приветствовала импера-
трицу Екатерину».6
Екатерина II, как известно, лет-
ние месяцы предпочитала проводить
в Царском Селе. Пребывания ее в Пе-
тергофе были нечастыми и кратков-
ременными, но о дворцовой церкви
она заботилась. 25 июля 1764 года
императрица «. соизволила указать,
чтоб в Петергофе, при придворной
святых апостолов Петра и Павла
церкви из школьников, мастеровых
людей детей. двенадцать человек
иметь певчих, и содержать в мунди-
рах, и определять по наукам. Жало-
ванье по разсмотрению, и определить
к ним учителя»7. С этого времени пе-
тергофский придворный церковный
хор славился удивительно благозвуч-
ными голосами своих певчих.
Известно, что 27 июня 1775
года Екатерина II присутствовала
в петропавловской церкви на бо-
гослужении по случаю «праздника
Самсона Странноприимца и торже-
ственного воспоминания победы под
Полтавой», а 24 июня 1777 года на
литургии в честь «Рождества Чест-
наго Славнаго Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна и вос-
поминания победы истребления всего
Турецкаго флота при Чесме.
..»8. Так в
придворной церкви отмечали «викто-
риальные» дни, когда прославлялись
яркие победы русского оружия,
одержанные в годы правления самой
Екатерины или ранее.
28
июня, если императрица на-
ходилась в Петергофе, в высочайшем
присутствии совершалась литургия
по случаю «дня торжества восше-
ствия Ея Императорского Величества
на Всероссийский императорский
престол»9. Так было, например, в
июне 1777 года, когда в Петергофе
гостил кузен императрицы, шведский
король Густав III. Кстати, в том году
годовщину Полтавской баталии не
отмечали, дабы не ранить чувства
высокого гостя. Забегая вперед, за-
метим, что далекие потомки русской
императрицы и шведского короля,
великий князь Михаил Николаевич
и баденская принцесса Цецилия
Августа, обручились в петергофской
придворной церкви ровно через
80 лет, в августе 1857 года.
Также следует отметить, что
после вступления великого князя
Павла Петровича в повторный брак
в Петропавловской церкви стали
особо отмечать 22 июля - «Тезои-
менитство Ея Императорского Вы-
сочества Благоверной Государыни и
Великой Княгини Марии Федоров-
ны». Праздник тот впоследствии стал
традиционно петергофским - Павел I
любил отмечать «день ангела» своей
супруги именно здесь. После кон-
чины Марии Федоровны ежегодно
продолжали служить молебны «о
здравии» всех представительниц
императорской фамилии, носивших
имя Мария.
При Павле I особенно частыми
становятся бракосочетания пред-
ставителей высшей аристократии
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 115 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 117 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст