65-летию Великой Победы
исторических интерьеров - Парад-
ная лестница, Танцевальный зал,
Белая столовая, Тронный и Чес-
менский залы.
Исходя из решения правитель-
ства, теми же авторами под руко-
водством профессора А. А. Оля был
выполнен новый вариант планиров-
ки дворца, в котором удалось до-
стигнуть улучшения по сравнению
с предыдущими предложениями:
ресторан был перенесен из парад-
ных залов в корпус «За Гербом»,
предусмотрена историческая от-
делка некоторых помещений. Тем не
менее, и этот проект не был лишен
недостатков: громадная лестница на
два этажа в центральной части двор-
ца занимала объемы Портретного
зала, двух Китайских кабинетов,
Дубовой лестницы и центрального
вестибюля, а главное - она рассе-
кала дворец на две части. При этом
зрительный зал оставался на том
же месте в восточной части здания.
По-прежнему ломалось большое
количество стен, ликвидировались
северная и южная анфилады. В ре-
зультате вновь выполненный проект
(в стадии проектного задания) был
отклонен Научно-экспертным Сове-
том ГИОП, а затем и архитектурным
Советом при главном архитекторе
города Н. В. Баранове. Архитекто-
рам было предложено разработать
новый проект.
Вслед за этим на обсуждение
были представлены четыре фор-
проекта разных авторов, по-разному
трактующих тему восстановления
Большого петергофского дворца.
Теперь бурные споры вышли за
пределы одного объекта: по сути, в
полемике проявилась глобальная
проблема, как вообще восстанавли-
вать памятники архитектуры, раз-
рушенные во время войны, большое
количество которых приходилось
на долю Ленинграда, как восстанав-
ливать руинированные памятники,
отдельные интерьеры, фрагменты
уникальной отделки. Споры эти
продолжаются до настоящего вре-
мени, и, вероятно, всегда и везде бу-
дут находиться в центре внимания
специалистов и общественности в
тех случаях, когда речь будет идти
о возобновлении или воссоздании
утраченных памятников культур-
ного наследия.
В результате Архитектурным
Советом были даны рекомендации
для окончательной разработки
технического проекта и рабочих
чертежей и предложено создать
в институте «Ленпроект» особую
группу под руководством архи-
тектора В. М. Савкова, проектные
предложения которого Совет на-
шел наиболее соответствующими
правительственным документам и
отвечающими основным целям вос-
становления памятника.
В декабре 1949 года техниче-
ский проект был закончен, а затем
утвержден Ленгорисполкомом.
Для разработки проекта историком
А. Н. Петровым на основе архивных
изысканий была составлена истори-
ческая справка, научным сотрудни-
ком А. И. Васильевой подготовлен
комплект исторических фотографий
по фасадам и интерьерам дворца,
собранных из разных хранилищ
Москвы и Ленинграда.
По указанию главного ар-
хитектора города, к работе под-
ключились Специальные научно-
реставрационные мастерские
(СНРМ) при этом ГИОП разра-
ботал архитектурное реставраци-
онное задание на консервацию, в
котором указывалось: «.
..Допуска-
ется восстановление центральной
и восточной частей дворца с учетом
использования помещений по ново-
му назначению. При производстве
консервационных работ прежние
габариты помещений центральной
части дворца, как наиболее ценной
в историческом отношении, сохра-
нить. Произвести восстановление
фасадов в прежнем виде. Фасад
церковного корпуса восстановить
по первому варианту проекта Рас-
трелли.
.., то есть без 5-ти главия.
..».
В том же году В. М. Савков
пригласил на работу над Большим
дворцом в качестве своего помощ-
ника архитектора Е. В. Казанскую,
и они оба были определены как ав-
торы проекта. В проектную группу
вошли также опытные архитекторы
Е. Н. Петрова, В. Б. Можанская,
П. П. Ковалевский, А. А. Лазарева,
А. М. Ефимов. Указанной группе
предстояло в кратчайший срок
разработать рабочие чертежи, ис-
править проектное задание на сохра-
нение центральной части дворца.
К сожалению, на некоторое
время финансирование прекрати-
лось, поэтому в мае 1950 года была
намечена консервация дворца,
заключавшаяся в восстановлении
разрушенных стен и фундаментов,
возведении крыши и перекрытий,
заполнении дверных и оконных
проемов независимо от дальнейшего
приспособления здания. Проект-
ная документация для этого была
полностью подготовлена. Под руко-
водством В. М. Савкова на основа-
нии выполненных им обмеров был
изготовлен макет крыши дворца в
уменьшенном масштабе, который
впоследствии служил эталоном
при восстановлении причудливых
изломов кровли. В. М. Савков не-
посредственно присутствовал на
строительной площадке, помогая
рабочим воплощать в жизнь истори-
ческое архитектурное решение.
23
июля 1951 года Ленгори-
сполком принял решение о консер-
Архитектор Е. В. Казанская (в центре) и ее ученицы И. А. Райбац
и О. А. Евграфова.
Фото 1950-хгг. Архив ГМЗ «Петергоф»
12
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 11 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст