65-летию Великой Победы
1 4
выколотным декором воссозданы
с максимальным приближением к
историческому виду по архивным
фотографиям.
Отдельного рассказа заслужи-
вает восстановление карниза зда-
ния, который в период расширения
дворца архитектором Ф. Б. Рас-
трелли был выполнен из 3 рядов
известняка - профилированные
плиты вырезались из мягкого
камня, добываемого из карьера, а
потом выдерживались некоторое
время под навесом на воздухе и
набирали твердость и прочность.
Повторение карниза в том же мате-
риале было невозможно, так как ни
один карьер по разработке мягкого
известняка уже не работал. И по-
скольку протяженность наружных
стен дворца составляла около 800
метров, а карниз из 3 рядов камен-
ных плит был разрушен на 60%,
то весной 1952 года эта проблема
встала очень остро. Использовать
старые плиты для переделки было
невозможно - камень крошился. В
силу этого было решено отливать
цементные плиты с закладкой
арматуры.
Анализ профилей карнизных
плит на разных участках фасадов,
проведенный Савковым, показал,
что прежние известняковые плиты
изготавливались разными бригада-
ми каменщиков, кроме того, профи-
ли изменялись из-за изнашивания
шаблонов в процессе работы. Поэто-
му в качестве образцов пришлось
принять два типа профилей. Плиты
выполнялись с таким расчетом, что-
бы большой вынос верхней плиты
уравновешивался большей тыльной
частью, закладываемой в стену.
Верхние плиты крепили сталь-
ными анкерами в кирпичную кладку
стен. Нижний ряд плит карниза был
максимально сохранен, а два верх-
них выполнены из бетона заново.
За счет деревянных форм опалубки
удалось даже добиться шероховато-
сти поверхности, характерной для
пудостского известняка.
При восстановлении фасадов
особое внимание уделялось рестав-
рации и выполнению по аналогиям
новых лепных и резных каменных
украшений. Наиболее богатой от-
делкой отличался северный фасад,
в центральной части которого раз-
мещались гипсовые надоконные
украшения, сильно пострадавшие
за те годы, когда дворец стоял без
крыши. На корпусах, пристроенных
Растрелли, помещались каменные
картуши, многие из которых были
повреждены осколками снарядов.
Каменные и гипсовые украшения
реставрировались под руководством
замечательного мастера А. Е. Громо-
ва, работавшего в СНРПМ. Модели
гипсовых капителей выполняли
Н. К. Рогачев и А. Маркова.
Отлитые гипсовые украше-
ния устанавливались на место с
помощью пиронов с подливкой
гипсового раствора, каменные же
картуши реставрировались на месте
методом домазки сложным раство-
ром с включением крошки извест-
няка. Поскольку при Растрелли
каменные украшения из известняка
заводились глубоко в кладку и яв-
лялись ее частью, выполняя роль
замкового камня, было решено не
заменять даже сильно пострадавшие
картуши.
Сложной оказалась и работа
по воссозданию барельефов во
фронтонах северного и южного
фасадов. Рисунок южного фрон-
тона в уменьшенном масштабе
выполнила В. Б. Можанская, а мо-
дель сначала в масштабе рисунка, а
затем в натуральную величину вы-
полнили скульпторы-модельщики
Г Л. Михайлова и Э. П. Масленни-
ков. Первоначально все барелье-
фы были деревянными, и лишь в
1930-х годах барельеф на южном
фасаде был заменен гипсовым,
повторяющим замененные обвет-
шавшие детали. Именно гипсовые
фрагменты, чудом уцелевшие при
пожаре, наряду с историческими
фотографиями послужили ис-
ходным материалом для восста-
новления барельефа. По северному
фронтону никаких остатков не со-
хранилось. Прежде чем приступить
к проектированию, Е. В. Казанская
изучила в музеях военные атрибу-
ты различных эпох и только после
этого выполнила модель сначала в
уменьшенном масштабе, а затем и в
натуральную величину. Формовку
украшения осуществил мастер Ва-
гин. Новые барельефы выполнены
из сложного раствора с примене-
нием белого цемента. Архитектор
В. М. Савков позже в своем отчете
о выполненных реставрационно-
восстановительных работах так
оценил их качество: «Несмотря на
то, что работы велись к открытию
парка в июне 1952 года с большим
“поспешанием”, восстановление
кровли главного корпуса дворца и
куполов, было выполнено с весьма
хорошим качеством.
Высота коньков, конфигурация
сопряжений, привязка скатов - все
это получилось в натуре с большей
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 13 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст