65-летию Великой Победы
точностью. Способствовало этому
отличное качество подготовки про-
ектных материалов и беспрерывный
авторский надзор на объекте и в
производственных мастерских, надо
сказать, что и вообще постоянный
авторский надзор при восстановле-
нии памятников имеет чрезвычайно
большое значение: он повышает
реставрационное качество и спо-
собствует сокращению сроков про-
изводства работ».
В. М. Савков и Е. В. Казанская
разработали концепцию и проект ре-
ставрации Большого петергофского
дворца с восстановлением истори-
ческого вида декоративной отделки
его интерьеров. Постепенно в по-
следующие годы реставрационно-
восстановительные работы распро-
странились на все здание.
Помимо Большого дворца, по
проектам Савкова были осущест-
влены реставрационные работы
на других объектах Петергофа - в
Большой оранжерее, Ассамблейном
зале дворца «Монплезир». Одно-
временно В. М. Савков составил
технический проект восстанов-
ления Елагина дворца, руково-
дил обмерами и сам участвовал
в работах на таких объектах, как
Николо-Богоявленский Морской
кафедральный собор с колокольней,
Ростральные колонны, Кикины
палаты, Александро-Невская лавра,
Юсуповский дворец на Мойке и
других памятниках архитектуры в
Ленинграде. Последние годы жиз-
ни мастер посвятил кропотливой
работе по реставрации крепости
Орешек.
После кончины коллеги в 1978
году возрождение Большого пе-
тергофского дворца продолжила
Е. В. Казанская. По завершению
восстановления фасадов Большо-
го дворца все силы реставраторов
были брошены на восстановление
интерьеров этого уникального
памятника русской культуры. Ка-
занская стремилась максималь-
но приблизить к первоначально-
му облику ценнейшие интерьеры
Ф. Б. Растрелли. По ее проекту в
Нижнем парке Петергофа была
осуществлена реставрация фасадов
дворца «Марли».
В череде открываемых залов
первым стал Портретный (Кар-
тинный) зал, работы в котором
завершились в 1964 году. Этот зал
дворца не вошел в перечень по-
мещений, указанных в Постанов-
лении Совета Министров СССР.
Его восстановление в историче-
ском виде произошло «с легкой
руки» Н. Н. Белехова, который
распорядился именно с него на-
чать восстановление интерьеров
дворца, поскольку в наличии
имелись все 368 портретов работы
Пьетро Ротари, возвращенные из
эвакуации. Зал являлся центром
планировочной композиции все-
го дворцово-паркового ансамбля.
Благодаря своему положению и
видам, открывавшимся на север и
юг, позволял увидеть с одной точки
и перспективу Морского канала с
Нижним парком, и панораму регу-
лярного партера Верхнего сада.
В 1965—1966 годы были от-
крыты Диванная и Куропаточная,
которые находились в «петровской»
части дворца, расширенного Рас-
трелли и также восстанавливались
по довоенным фотографиям. От
Диванной на восток шла анфилада
парадных покоев императорских
особ - так называемая северная, или
золотая, анфилада.
Следующей из восстановлен-
ных комнат была Коронная, ре-
ставрация которой осложнялась
полным отсутствием довоенных
изображений. Известно лишь, что
растреллиевская отделка просуще-
ствовала около 15 лет и в 1769-1770
годы вместо нее здесь по проекту
Ю. М. Фельтена была создана Па-
радная Опочивальня. Решено было
выполнить перегородку алькова
и декоративную композицию по
аналогам и архивному чертежу
Ю. М. Фельтена с изображением
одной из перегородок осуществлен-
ных в те годы. В проектировании
этих комнат вместе с Е. В. Казанской
принимали участие архитекторы
Е. Н. Петрова и Н. М. Уствольская.
Этот же коллектив работал и
над проектом восстановления Белой
Столовой, которая была открыта в
1968 году. Работы в этом интерьере,
также как в Тронном и Чесменском
залах, пусть ненамного, но облегча-
лись наличием сохранившихся на
стенах остатков лепного декора -
барельефов, тяг, гирлянд и порезок.
При моделировании неоценимую
помощь оказывали дореволюцион-
ные и довоенные фотографии. Не-
которые элементы - изображения
играющих младенцев («пути») и
цветочных гирлянд - были сняты
ранее и хранились во дворце. В
1770-х годах рельефы Белой сто-
ловой были выполнены русски-
ми мастерами под руководством
«лепных дел мастера» Бернаскони.
Особое место в художественном
убранстве зала занимали барельефы
в овальных медальонах, выпол-
ненные в XVIII веке скульптором
Федором Гордеевым. Модели ба-
рельефов при реставрации выпол-
нили скульпторы-модельщики
Э. П. Масленников и Г. Л. Михай-
лова, лепной орнамент - Н. И. Оде
и Г. Ф. Цыганков.
Процесс установки золоченого декора на куполе Церковного корпуса.
Фото 1957 г. Архив ГМЗ «Петергоф»
1 5
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 14 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст