65-летию Великой Победы
1 6
При расчистке и изучении по-
верхности стен за обрушившимися
частями печей в углах помещения
были обнаружены остатки элемен-
тов лепного карниза и фрагмент
старого колера, показавший, как
были окрашены стены при Фельте-
не. Круглые белые кафельные печи
восстановлены в 1985 году брига-
дой керамистов под руководством
B. Л. Жигунова из объединения
«Росмонументискусство». Отделка
интерьера Белой столовой выполне-
на Ю. М. Фельтеном в 1774-1775-х
годах, а чуть позже здесь появи-
лись круглые печи, которые про-
ектировал уже другой мастер -
Ж. Б. Вален-Деламот. Аналогичные
печи сохранились в Таврическом
дворце, их использовали в каче-
стве аналога при проектировании
А. Э. Гессен и Е. В. Казанская.
В Тронном и Чесменском залах
модели лепного орнамента вы-
полнили Н. И. Оде и Г. Ф. Цыган-
ков, Н. К. Рогачев, Малиновская,
C. Г. Лебедева, модели баре-
льефов - Э. П. Масленников и
Г. Л. Михайлова. При восстанов-
лении утраченных барельефов
помогло скульпторам определение
замечательным искусствоведом,
знатоком архитектуры Петербурга
М. Г. Колотовым авторства извест-
ного русского скульптора рубежа
XVШ-XIX веков - Ивана Проко-
фьева. При расчистке скульптором
Томским мест для установки баре-
льефов и снятии старых остатков
было обнаружено, что поверхность
в крупных медальонах, на которой
выполнялись барельефы не плоская,
а слегка вогнутая, полусферическая,
что давало возможность старым
мастерам в пределах ограниченного
объема дать композиции достаточно
развитый вглубь рельеф.
Работы по выполнению слож-
ных штукатурных работ провел
отличнейший штукатур Орехов,
который к тому времени восстано-
вил половину фасадов и интерьеров
дворца. Формовали гипсовые укра-
шения Александров и Виноградов.
Паркетный пол восстановлен по
фотографиям и рисункам Растрел-
ли. Подлинные люстры прошли
реставрацию и повешены на свои
места.
Живописные полотна на сте-
нах в Тронном и Чесменском за-
лах установлены подлинные. И
если в первом на них изображены
ближайшие предки и члены семьи
Петра I и сам император, то во
втором - запечатленные Ф. Гак-
кертом морские батальные сюжеты
Русско-турецкой войны. Картины
Гаккерта реставрировали Р. Саусен
и Б. Косенков. В Чесменском зале
установлен плафон с сюжетом
«Жертвоприношение Ифигении»
кисти немецкого живописца Ав-
густина Тервестена-старшего, со-
хранившийся в интерьерах дворца
«Малютка», поскольку старый
плафон «Вернера» погиб в 1941
году, и его восстановление не пред-
ставлялось возможным. Тронный и
Чесменский залы открылись в 1969
году, и в проектировании участво-
вали архитекторы Е. Н. Петрова,
В. Б. Можанская, А. М. Ефимов.
В 1970 году открылся Дубовый
кабинет Петра I. Его главное укра-
шение, сохранившиеся с петровско-
го времени дубовые резные панно
были частично восстановлены и
вырезаны из нового дуба резчиком
Б. К. Гершельманом по моделям
Н. И. Оде. Из четырнадцати суще-
ствовавших ранее панно, которые
выполнил Н. Пино, только восемь
сохраненных в эвакуации заняли
свои прежние места. Восстановле-
ние остальных, включая обрамле-
ния зеркал, затянулось до начала
2000-х годов.
Особый интерес представляют
восточный и западный Китайские
кабинеты, выполненные по по-
велению Екатерины II по проекту
Ж. Б. Валена-Деламота как «ла-
ковые каморы». Главной трудно-
стью здесь явилось воссоздание
лаковых панно, исполненных из
элементов китайской ширмы, не-
когда подаренной еще Петру I. При
восстановлении этих сюжетных ро-
списей необходимо было не только
повторить композиции по фото-
графиям и даже полностью панно
по сохранившимся образцам, но и
технику письма с утонченной ки-
тайской манерой наложения кистью
мазка, с постепенным ее нажимом и
плавным «отрывом» от плоскости
расписываемой доски.
Выполнил росписи художник-
реставратор Л. А. Любимов, перед
ним постоянно находились в ка-
честве образца старые китайские
панно. За эту работу художник был
удостоен Государственной премии
СССР и золотой медали Академии
художеств СССР. Консультировала
работы по росписи специалист по
китайскому искусству из Государ-
ственного Эрмитажа Т А. Арапова,
она же подобрала атрибутику для
исполнения росписи сюжетов воен-
ных сборов и выращивания риса.
В Китайских кабинетах важное
место занимали паркеты. В. М. Сав-
ков в свое время на основе изучения
аналогов сам составил проект с цве-
товым решением этих полов. Ана-
логичные по стилю и составу пород
древесины паркеты сохранились в
Ораниенбауме в Китайском дворце
и послужили основным исходным
материалом. На основе цветового
решения, данного Савковым, при
выполнении паркетных работ бри-
гадой мастера Антонова тщательно
подбирались породы древесины:
лимонное дерево, красное, черное,
амарант, сандал и многие другие.
Особый интерес в Китайских
кабинетах и других залах Большого
дворца представляют изразцовые
печи XVIII века, которых в Боль-
шом дворце было много. Секрет
изготовления керамики для печей
с подглазурной росписью был за-
быт, и послевоенным реставраторам
пришлось его возрождать. Заслуга
в этом деле принадлежала, прежде
всего, архитектору А. Э. Гессену,
по инициативе которого начи-
нались и были успешно развиты
работы по изготовлению изразцов.
А. Э. Гессен является автором проек-
тов реставрации многих памятников
петровского времени, в которых
широко применялись цветные из-
разцы - «кафли», как голландского,
так и русского происхождения. Им
была решена проблема полного вос-
становления и восполнения утрат
в отделке изразцовыми плитками
интерьеров начала XVIII века в
«Летнем дворце» Петра I в Летнем
саду, в «Монплезире» и «Марли» в
Петергофе. Архитектор привлек к
работе по воссозданию керамиче-
ских расписных изразцов выпуск-
ника ЛВХПу имени В. Ф. Мухи-
ной Б. А. Мицкевича, которому в
результате многотрудных опытов
и экспериментов удалось добиться
нужного результата.
Теперь Б. А. Мицкевич был при-
глашен в Петергоф для восстановле-
ния печей в Китайских кабинетах.
Восстанавливать эти «китайские
печи», как их тогда называли, долгое
время не решались из-за отсутствия
самой технологии изготовления
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 15 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст