П
етергофские юбилеи
3
0
0
лет
С.
Б. Горбатенко
7
августа 2010 года исполняется
300 лет со дня основания Петергоф-
ской дороги - первой петербург-
ской «регулярной» ландшафтно-
планировочной системы. Ее по-
явление предвосхитило первые
генеральные планы, созданные
Петром I, - Кронштадта (1712) и
Санкт-Петербурга (1712-1716).
Идея линейной схемы усадеб, при-
званных составить европейский
морской фасад ранее полудикой
Ингерманландии, была заимство-
вана Петром у голландцев, «увесе-
лительные дома» и сады которых
часто располагались рядами вдоль
рек и каналов1.
Петергофская дорога - во-
площение присущей Петербургу
градостроительной регламента-
ции. Равномерно расположенные
усадебные комплексы в сочетании
с ансамблями императорских
резиденций формировали новый
архитектурный образ раскрывав-
шейся перед путником панорамы
побережья Финского залива. Не-
мецкий путешественник Геркенс в
книге, изданной в 1718 году, писал:
«Все морское побережье к югу от
Кроншлота вплоть до Петербурга
усеяно загородными домами и
дачами, расположенными друг
около друга.
.. Так как местность
расположена таким образом, что
на расстоянии примерно 1000
шагов от моря берег имеет почти
одинаковую высоту.
то легко по-
нять, что этот проспект не может
не быть приятным как со стороны
дворов на возвышенности, так и
для тех, которые едут по морю,
имея панораму перед глазами, как
бы в виде полуциркуля»2.
В преддверии юбилея мы еще
раз обратимся к первым дням Пе-
тергофской дороги - обстоятель-
ствам ее размежевания, ближайшим
предшествующим и последующим
событиям.
Создание линейной системы
усадеб в 1710 году было главной
градостроительной заботой Петра,
который еще в конце 1709 года,
побывав в Санкт-Петербурге по-
сле Полтавской победы, приказал
«строить свои забавные домы ка-
менною изрядною архитектурною
работою, украшать огороды»3. Од-
нако это стало возможным только
с капитуляцией Выборга, главной
базы шведских войск, откуда вплоть
до 1708 года совершались набеги на
Санкт-Петербург. 26 и 27 мая* царь,
возвратясь из-под осажденного
города и находясь на отдыхе и ле-
чении в своем Летнем дворце4, уже
рассматривал проектные чертежи
Петергофа и Стрельны5.
Выборг был взят 13 июня, о чем
находившийся там Петр с торже-
ством сообщил своим соратникам.
Через письма проходит знамена-
тельная фраза: «И тако чрез взятие
сего города Санкт-Петербурху ко-
нечное безопасение получено.
..».
При этом в отправленном послании
А. Д. Меншикову содержится сле-
дующее приказание: «.Когда сюда
поедете, то возьмите Шаховского и
двух певчих.»6. Именно Ю. Ф. Ша-
ховской вскоре возглавил комиссию,
которая занялась разбивкой на участ-
ки южного побережья залива, поло-
жив начало Петергофской дороге.
Князь Юрий Федорович Ша-
ховской - фигура в истории пе-
тровского времени примечательная.
Потомок Рюриковичей, стольник
царицы Прасковьи Федоровны, он
носил титул «ближнего боярина»,
был начитан и отличался умом. В
1711 году царь возложил на него по-
лицейские функции по Адмиралтей-
скому острову, в частности, наблюде-
ние за выполнением противопожарных
мероприятий7. В том же году Петр
сделал Ю. Ф. Шаховского главным
гевальдигером - начальником военной
полиции России.
Межевой план усадеб у Красного кабачка.
1718 г. РГАДА
1 8
* Здесь и далее даты приводятся по старому стилю (если иное не оговаривается особо).
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 17 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст